Найти тему

Превратится ли когда-нибудь Россия в Русистан?

Ислам нередко называют одной из традиционных религий России. Под этим подразумевают как существование в составе нашей страны регионов с мусульманским населением, так и внушительную общую численность приверженцев этой религии. Нередко говорят также, что их относительное количество будет только расти. Исламизация России, как и других традиционно христианских стран, — одна из горячих тем современной публицистики. Люди, совершенно не склонные симпатизировать исламу, нередко готовы признать, что мы постепенно становимся мусульманской страной. Например, о. Андрей Кураев, в свое время написавший брошюру «Как относиться к исламу после Беслана», в одном из последних интервью не стал спорить с ведущим, когда тот сказал следующее:

А я вспоминаю статистику по нескольким опросам нескольких не очень крупных компаний, но которая свидетельствует о том, что мусульман у нас процентов 27-30, христиан у нас верующих по этим опросам (людей, которые называют себя верующими христианами, православными) процентов 40.

Итак, из этих слов вытекает, что людей, называющих себя в опросах православными, у нас 40%, а тех, кто называют себя мусульманами, — едва ли не 30%. Если бы это было так, у нас было бы распределение верующих между православными и мусульманами, близкое к паритету, например, как в Германии между католиками и лютеранами.

Тогда государственная религиозная политика должна была бы разворачиваться в сторону ислама. По словам того же ведущего, в этом случае «у нас нужно будет строить по 200 мечетей в городе по программе «200 мечетей» какой-нибудь». Значит, он полагает, что мусульмане составляют 30% и от численности москвичей, а не только всей страны с учетом ее мусульманских регионов.

Чтобы проверить эти утверждения, я заглянул в результаты некоторых опросов, только проводившихся не какими-то никому не известными «не очень крупными компаниями», а авторитетными организациями, которые в течение всего постсоветского периода непрерывно проводят опросы по стране. Основная особенность этих организаций состоит в их нацеленности на то, чтобы сформировать репрезентативную выборку по стране. Это значит, что процент той или иной группы, который содержится в их выборках, достаточно близок к проценту по стране в целом.

Самая крупная база данных опросов, представляющих всю страну, которая, насколько мне известно, у нас существует, называется «Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения» (РМЭЗ). Эта база непрерывно формируется с 1994 г. Вопросы о религии в этой базе содержатся в опросах за 2002, 2003 и 2011-2016 гг. По каждому из этих лет база содержит выборку весьма внушительных размеров — обычно больше 10 000 респондентов, а максимального размера выборка достигала в 2011, когда было опрошено 17024 человека. Будет нелишним отметить и то, что в стремлении сделать выборку по-настоящему репрезентативной, организаторы опросов включили в нее респондентов из разных регионов, в том числе традиционно мусульманских.

У меня уже был определенный опыт использования этой базы. На ее основе я рассматривал влияние телевидения и интернета на религиозный выбор, а в качестве провоцирующего события взял историю с Pussy Riot.

Итак, проверяем следующие утверждения: 1. мусульман у нас — до 30%, 2. их доля растет, 3. православных — 40%, 4. их доля, вроде как, должна убывать. Эти утверждения я проверяю, пользуясь базой РМЭЗ. Ее данные находятся в (почти) открытом доступе, и любой желающий сможет проверить оценки, которые я привожу ниже.

На представленном рисунке мы видим, что, во-первых, доля мусульман у нас за все годы опросов не превышала 6.5%. Во-вторых, за время проведения опросов эта цифра только сокращалась. Если в 2002 г. доля мусульман составляла ок. 6.3%, в 2003 г. подросла до 6.4%, то к 2016 г. эта цифра уже стала меньше 5.4%. Выходит, что за 13 лет относительная численность мусульман сократилась более чем на один процентный пункт.

Много это или мало? Смотря для кого. Если говорить о мусульманском населении с их 5-6%, один процентный пункт — это довольно прилично. В относительных единицах их доля сократилась почти на 17%.

Теперь что за тот же период происходило с относительной численностью православных? Соответствующие цифры представлены на следующей картинке.

Что мы здесь видим? Во-первых, минимальное значение доли православных составляет больше 66%. Во-вторых, наблюдается рост. В последние два года эта цифра, правда, падала. Тем не менее, даже если мы сравним долю православных в 2016 г., когда их стало меньше, с тем же показателем для 2003 г., мы обнаружим, что их доля выросла почти на два процентных пункта, а если отталкиваться от значения 2014 г., то этот рост уже составит почти 4 процентных пункта. В относительных величинах это означает рост их доли почти на 6%.

Таким образом, согласно крупнейшей для нашей страны базе опросов, между 2003 и 2016 гг. доля мусульман сократилась, а доля православных выросла. Если же сравнивать эти цифры за конкретный год, то при самом худшем для православных результате соотношение показателей сводится к 6% мусульман против 66% православных.

Может быть, такие цифры как-то связаны с особенностями формирования выборки РМЭЗ? Не получили ли бы мы совершенно другие результаты, если бы использовали другую выборку? Это предположение можно проверить, если взять результаты опросов, проводимых другими организациями. Я взял результаты опросов, проводимых Левада-центром. Этот центр почти каждый год проводит опросы «Курьер», в которых, помимо прочего, задают вопрос и о вероисповедании. Возьмем результаты опроса «Курьер 2012-09», который проводился в июле 2012 г. среди 1601 респондентов. Мусульман и православных там, соответственно, 5.6% и 75.6%.

Если сравнить эти цифры с аналогичными цифрами из РМЭЗ за 2012 г., то доли мусульман в двух базах почти совпадают, а доля православных, согласно Левада-центру, гораздо выше. В частности, 5.7% мусульман из РМЭЗ против 5.6% из Курьера, и 69.6% православных против 75.6%, согласно тем же двух источникам. Таким образом, разрыв в относительной численности между мусульманами и православными в результатах Курьера оказывается даже выше, чем в соответствующих цифрах РМЭЗ.

Если быть точным, согласно РМЭЗ, доля православных в 2012 была в 12.2 раза выше по сравнению с долей мусульман, тогда как данные Курьера указывают на разрыв в 13.5 раза. Иными словами, две организации, независимо друг от друга проводящие опросы, указывают на существование огромного разрыва в относительной численности православных и мусульман. При этом, динамика этих цифр говорит против предположения о тенденции к росту мусульман за счет православных. На соответствующих картинках мы видим как раз обратную тенденцию.

Наконец, имеет смысл задаться и таким вопросом: правомерно ли считать ислам традиционной религией России, в отличие от Запада, скажем, от ЕС?

Это зависит от того, что считать критерием традиционной религии для некоей страны. Если отталкиваться от того, что в состав РФ входят республики Северного Кавказа, Башкирия и Татарстан, то для этого имеются определенные основания. Но если рассуждать таким образом, то нашими традиционными религиями следует считать и иудаизм, и буддизм, и даже шаманизм. Ведь у нас есть регионы, большинство населения которых, как будто, должно исповедовать эти религии. Но хотя наша власть и делает время от времени реверансы в сторону этих религий, внимания им, конечно, уделяется гораздо меньше, чем исламу. Поэтому дело, видимо, еще и в численности.

Какова относительная численность мусульман в ЕС? Если обратиться к Википедии, то мы увидим, что в Германии их доля колеблется в пределах 4.5-5.2%, во Франции 8%, в Великобритании 2.7%.

Как на фоне этих ключевых стран Европы выглядим мы? Если отталкиваться от 5-6%, приведенных выше, выходит, что мусульман у нас побольше, чем в Великобритании, примерно столько же, сколько в Германии и заметно меньше, чем во Франции. Иными словами, в плане относительной численности мусульман мы — обычная европейская страна. Если же учесть, что у нас, в отличие от европейских стран, львиная доля мусульман компактно располагается в своих регионах, то наш средний обыватель должен даже реже соприкасаться с представителями ислама, нежели обыватель европейский.

Резюмирую: мусульман у нас, в среднем, не больше, чем в странах Запада, при этом рост их относительной численности под большим вопросом, поэтому говорить об исламизации, как минимум, преждевременно.

asskorobogatov