При обсуждении нынешнего политического устройства России часто используется термин «путинская Россия». Далеко не все согласны с таким определением, считая, что какие-либо признаки, которые отличают «путинскую» Россию от «непутинской», отсутствуют.
Однако такие признаки есть, и отличия «путинской» России от «ельцинской» или от советской, наверное, заметны всем. Попытку осмысления особенностей «путинской» России сделал в феврале нынешнего года помощник Путина, «отставной главный идеолог Всея Руси» Владислав Сурков, опубликовав в «Независимой газете» свою статью «Долгое государство Путина», в которой он пропел «Многая лета...» нынешнему государственному устройству России. При этом он перефразировал сказанные Путиным в 2003 году в связи со штурмом захваченной боевиками бесланской школы слова.
Сурков приписал Путину слова: «Это только кажется, что выбор у нас есть». И далее заявил: «...слова эти ... стали в итоге первой аксиомой новой российской государственности, на которой выстроены все теории и практики актуальной политики». Далее Сурков попытался обосновать тезис о том, что в сегодняшней России не может быть построено государство, отличающееся от выстроенной Путиным модели (а это обеспечивает как минимум лет на 50 международную изоляцию России).
Сурков утверждал: «Русской истории известны ... четыре основные модели государства, которые условно могут быть названы именами их создателей: государство Ивана Третьего (Великое княжество/Царство Московское и всей Руси, XV–XVII века); государство Петра Великого (Российская империя, XVIII–XIX века); государство Ленина (Советский Союз, ХХ век); государство Путина (Российская Федерация, XXI век). Созданные людьми, выражаясь по-гумилевски, «длинной воли», эти большие политические машины, сменяя друг друга, ремонтируясь и адаптируясь на ходу, век за веком обеспечивали русскому миру упорное движение вверх» («НГ», 11.02.2019г).
В «путинской» модели государства, как утверждает Сурков, разные ветви власти есть, но они все сходятся к личности лидера, иначе они не имеют никакой ценности.
В сущности, тем самым Сурков признал полное отсутствие демократии и признаков правового государства в «путинской» России.
Затем уже в октябре 2019 года по инициативе Суркова в сетевом СМИ «Актуальные комментарии» была создана специальная рубрика под названием «Путинизм».
Что представляет собой «путинизм»? Это объяснил помощник Путина Владислав Сурков. Он сказал, что путинизм это «глобальный политический лайфхак, хорошо работающий метод властвования».
Но первые материалы, опубликованные в рубрике «Путинизм», не совсем российского происхождения: это тезисы выступления президента США Дональда Трампа на Генеральной Ассамблее ООН в 2019 году (на основании которых редакция "Актуальных комментариев" назвала Трампа «путинистом»), обсуждение статьи преподавателя Абердинского университета (Шотландия) Грэма Херда «Россия и политика „путинизма“», которая была опубликована издаваемым в Осло журнале «Journal of Peace Research» еще в январе 2001 года и т.п.
По этому поводу Сурков сказал: «Немного жаль, что для начала выбраны тексты зарубежного происхождения. Что же делать — нет пророка в своем отечестве. Путинизм, как это ни парадоксально, приходит к нам с запада. В отраженном, а значит, отчасти искаженном свете. Но он наш. И без него никак. Читайте. И отвечайте. Исправляйте и проясняйте. Возражайте или дополняйте. Будьте интеллектуальны. Мыслите — существуйте. Все вещи мира были когда-то идеями. Государство Россия в том числе».
Судя по всему, Владислав Сурков придерживается такого мнения, что Россия не может существовать без царя-батюшки, а демократия российскому народу не нужна вообще.
С выводом Суркова о том, что Путину действительно почти удалось построить систему «ручного управления» Россией, при которой все властные полномочия и все денежные потоки контролируются им лично (или через доверенных лиц), я вынужден согласиться.