Балет - тоже театр
Когда говорят о театральном образовании, обычно имеют в виду только драматический театр. Но помимо актеров драмтеатра каждый год выпускаются артисты балета (напомним, балет - тоже театр! И опера тоже! А ещё кукольники бывают!)
Так где же они учатся? Возьмем два основных училища: МГАХ при Большом театре и петербургская Академия А.Я. Вагановой. Здесь готовят специалистов, которые потом приходят в труппы таких театров, как Большой, Мариинский, Михайловский, театр Б. Эйфмана, театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Кто-то уезжает в другие города и работает в Перми, Челябинске, Саратове и т.д.
Балетное образование сильно отличается от привычного нам четырехгодичного бакалавриата драматического актера. Во-первых, в танцевальные училища принимают после четвертого класса общеобразовательной школы. Это связано с тем, что основной инструмент танцовщика - его тело, которое складывается (в профессиональном плане) в период биологического и ментального взросления. Формирование физической формы артиста требует постоянного внимания педагога и каждодневных тренировок.
Во-вторых, сама система обучения скорее похожа на общеобразовательную школу, только в два раза дольше и сложнее. Утром ученики начинают с классического, историко-бытового, характерного танца. На старших курсах добавляется актерское мастерство и педагогика. Вторая половина дня - общеобразовательные предметы в виде немного упрощенной школьной программы. По окончании академии выпускники, как и все школьники, сдают ЕГЭ и получают аттестат о среднем, но специальном образовании. Это происходит, когда выпускникам по 17-18 лет, поэтому после училища они могут либо устраиваться в театр, либо учиться дальше и получать уже высшее образование.
Однако стоит помнить, что учеба в хореографических заведениях гораздо сложнее, чем где бы то ни было еще. Некоторые педагоги даже сегодня могут применять в физическом смысле палки, жестко обращаться со студентами, объясняя свое поведение тем, что в дальнейшем учеников будет сложнее «сломать». Отчасти это так и есть, но многие «ломаются» уже в процессе обучения, а перейти в другую профессию, отучившись какое-то время на танцовщика, весьма сложно.