Найти тему
Поместье Медиа

Наше кино: "Как тебя зовут". Здравствуй, папа, мне 17.

Ялта. Сентябрь 2019 г. Фото by: Анастасия Розанова. Крымская серия. "Поместье медиа в лицах".
Ялта. Сентябрь 2019 г. Фото by: Анастасия Розанова. Крымская серия. "Поместье медиа в лицах".

Кусать локти, плакать, и что-нибудь разбить. Единственное желание после просмотра фильма Нигины Сайфуллаевой «Как тебя зовут», 2014 год.

Посмотрела его с легкого пера Александра Роднянского, продюсера «Нелюбви» и «Левиафана», режиссера - документалиста и эксперта по части кино.

Нет, нет, я не купилась на описание Крымских берегов, как места действия, и нет, от продюсера «Нелюбви», я не ожидала рекомендации на добрую пятничную комедию, и вообще, Роднянский писал про свежий фильм Сайфуллаевой «Верность», если не ошибаюсь, идущий сейчас в прокате, а «Как тебя зовут» упомянул в ретроспективе.

Я купилась на имя - режиссер женщина, а значит кино точно будет с другого ракурса, потому что женщины часто подмечают то, что мужчины не замечают, или просто не включают в сферу своих интересов. И не ошиблась.

В фокусе девушки. И если Роднянский мужским взглядом увидел «Историю взросления двух студенток, отправляющихся в Крым на поиски отца. <...> Героини, только вышедшие из подросткового возраста, крушили всё вокруг себя - в том числе и сексуальные табу», то моё женское нутро запротестовало. Кино не про это! А про отношение мужчин к женщине в принципе.

Подруги приехали не просто разыскать «того, который меня заделал», а за правдой, за ответами: почему, и как это было? И ответы они получили, прямые, на собственном опыте. Тут не «Лето. Ялта. Парус. И мы с тобою влюблены». Сайфуллаева показала бросающую в уныние и отчаяние картину нитцешевской реинкарнации жизни, в которой ничего невозможно исправить, но можно сделать ещё хуже.

"Привет, я Оля". Кадр из фильма "Как тебя зовут", реж. Нигина Сайфуллаева, 2014 г.
"Привет, я Оля". Кадр из фильма "Как тебя зовут", реж. Нигина Сайфуллаева, 2014 г.

Оля и Саша (Александра Бортич, Марина Васильева) обе выросли без отца. Олю воспитал отчим, а Сашу одна мать. Оля тихая, Саша «оторви и выбрось». Оля едет к отцу узнать, понять, простить или возненавидеть, она точно не знает зачем, психологи бы сказали «закрыть гештальт», Саша - за компанию. Неизвестно, как бы всё пошло, если бы в своих страхах и нерешительности Оля не замялась, и не отдала инициативу Саше. Ну надо же как-то общаться? Так для отца Оля стала Сашей, а Саша дочкой. Девочки поменялись именами и ролями.

На сцене два антипода с одной общей болью. И это, конечно, конфликт. Потому что Саша, вдруг неосознанно, интуитивно потянулась к этому чужому одинокому мужчине, которого можно назвать «папа». Оказывается, папа ей очень нужен. Поэтому «дядя Сережа» (Константин Лавроненко) ей не просто нравится, на фоне играющих гормонов, она в него влюбляется.

Оля же ревнует, злится, ежедневно кормит своего внутреннего монстра обидой, и подозревает в отце самое гадкое. Для неё это путешествие оказывается чередой неоправданных ожиданий. Когда мы не знаем, что ждать, мы ожидаем что угодно, кроме того, что случается на самом деле.

А на деле круг замкнулся. И все вроде хорошие люди, но... Тут не могу не вернуться к мужскому и женскому. Одна из ключевых сцен фильма «семейный праздник». Все трое напиваются. Идеальная ситуация вытянуть из замкнутого отца историю про «как это было с мамой».

"Дети имеют привычку появляться, когда их совсем не ждешь" . Кадр из фильма "Как тебя зовут", реж. Нигина Сайфуллаева, 2014 г.
"Дети имеют привычку появляться, когда их совсем не ждешь" . Кадр из фильма "Как тебя зовут", реж. Нигина Сайфуллаева, 2014 г.

- Я вообще не знал, что это мама твоя. Я вообще не знал, что это больше чем жопа, ноги, волны... Смотрю на пляже лежит. Меня Анька, моя девушка, кинула, вообще по рукам пошла. Ну, лежит. Как зовут? Катя. Думаю, ну а чё она, Катя, одна лежит? Дайка я к ней подлягу... и там её...

- Хватит! - прерывает историю его настоящая дочь и начинает плакать.

- Допустим, - продолжает она, - это был просто курортный роман, просто т...х на пляже, но раз уж Катя так неудачно залетела, Вы что, Вы даже ни разу в жизни даже не задумались, как там Ваша дочь растет в Москве? Какая она вообще, похожа она на Вас или нет? Почему Вы даже никакого участия даже не приняли?

- А вот это у Кати, у мамы, надо спросить. Она со своим этим, хахалем, родила в Москве, а мне телеграмму, да? Мы тут сами, понимаешь, не лезь к нам!

Всё это время подруга Саша сидит с лицом «про войну» и молчит. Однако, её этот диалог от «папы» дяди Сережи не отталкивает. После собственного т...ха прошлой ночью в туалете на теплоходе с Кириллом, которого она склеила несколько дней назад, и который ей опротивел сразу после секса, до такой степени, что она напилась до вертолетов и обнимания с унитазом, она, кажется, дядю Сережу понимает, хоть и не одобряет.

А вот для Оли эта речь омерзительна. Она ещё не знает, что на следующий день повторит судьбу мамы, только жестче, и тот же Кирилл сначала накинет её таблетками, а потом, невменяемую, поставит в позу «мама мыла пол» и сделает свое мужское дело, прямо на дискотеке. Если вырезать сцену и отдельно показать зрителю, уверена, сто из ста скажут - изнасилование.

"Утро новой жизни". Кадр из фильма Кадр из фильма "Как тебя зовут", реж. Нигина Сайфуллаева, 2014 г.
"Утро новой жизни". Кадр из фильма Кадр из фильма "Как тебя зовут", реж. Нигина Сайфуллаева, 2014 г.

Все это ключевые моменты. Но после данного эпизода я стала сомневаться, что Сайфуллаева женщина. С одной стороны, она филигранно показывает мужскую слепоту, потому что только слепой не задаст себе вопроса: «какого рожна так растрогалась подружка дочери»? И скидки на пьяный разговор, тут не уместны.

Одновременно она прямо и жестко показывает, что для мужчины на конкретном этапе жизни существует только одна женщина, и ее он считает Богиней, а если Богиня его отвергает, то она низводит с пьедестала всех остальных, превращая их в «жопу, ноги, волны», с которыми можно делать всё, что в голову взбредет.

Поэтому, Кирилл, которому действительно нравилась Саша, и которого она отвергла, через 17 лет может стать «дядей Сережей» для дочери Ольги, зачатой под кислотой, по бунту и «потому что так получилось».

С другой стороны, зритель постоянно слышит и видит оправдание этому мужскому шовинизму, сводящемуся к общей фразе: «сама виновата». Оля сама виновата, что позвонила Кириллу, в ситуации, когда почувствовала себя преданной и брошенной, ее мама Катя сама виновата, потому что дала телеграмму, и только Саша вознаграждена приютом за настойчивое и буквально навязчивое проявление любви, за это искупающее все женские грехи щенячье отношение к мужчине.

А что в итоге? Две девушки в ожидании автобуса на Симферополь. Ни дядя Сережа, ни Кирилл не сподобились проводить их в аэропорт, хотя у каждого есть машина. Но ужаснее всего финальный диалог двух героинь:

- А я с Кириллом переспала, - признается Оля.

- Так хорошо же, - отвечает Саша.

Так и хочется ответить, конечно хорошо, перед кем тут еще встать на четвереньки?

Елена Маляренко

P.S: Тему отцов мы также поднимали в материале «Нужны ли мужчинам дети» - обзор литературных новинок и осмысление отношения современных мужчин к детям.

#кинопоиск марафон