Найти тему
Валерий Казаков

Откройте для себя сказкотерапию для взрослых!

«Когда-нибудь вы станете достаточно взрослыми,
чтобы снова читать сказки» Клайв Льюис

(Хроники Нарнии, Лев, Колдунья и платяной шкаф).

https://yandex.ru/images/searchfrom=tabbar&nomisspell=1&text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B2%D0%B7%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%85%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&source=related-0&pos=10&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fi.sunhome.ru%2Fpsychology%2F7%2Fkak-ya-stal-uchitelem-uchitel-eto-prizvanie.1392.orig.jpg
https://yandex.ru/images/searchfrom=tabbar&nomisspell=1&text=%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B2%D0%B7%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D1%8B%D1%85%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&source=related-0&pos=10&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fi.sunhome.ru%2Fpsychology%2F7%2Fkak-ya-stal-uchitelem-uchitel-eto-prizvanie.1392.orig.jpg

Что такое сказкотерапия и для чего она нужна.

Детская сказка очень часто всплывает на анализе или как самая любимая, или как очень впечатлившая клиента, или как особенно пугавшая его. Все мы из опыта общения с детьми знаем, что они слушают некоторые сказки снова и снова или, если они постарше, читают и перечитывают их, или разыгрывают темы из сказок перед зеркалом.
Позже эти сказки забываются и часто появляются вновь только, когда детские воспоминания всплывают из бессознательного. И я в своей практической работе не раз сталкивалась с тем, как любимая сказка детства клиента становилась хорошей диагностикой, открывая понимание его истории задолго до того, как будут известны какие-то фактические данные. Сказка проективна и отражает то, каким образом психика движется к разрешению той или иной болезненной ситуации.

Что же происходит при взаимодействии со сказкой? Эго комплекс идентифицируется с ее частью, обычно с главной фигурой, а другие персонификации уходят в бессознательное и начинают проецироваться на окружающих. Эти проекции активированного архетипа действуют на окружающих, в результате заставляя клиента проживать судьбу, соответствующую герою любимой сказки, за исключением избавления или освобождения, почти всегда наступающего в конце повествования.
Так что, в действительности, такая жизнь принадлежит не самому человеку, например, реальному мужчине или женщине, а герою, принцессе, бедному свинопасу или нищему, неожиданно получившему сказочные сокровища, или одержимой анимусом женщине, которая в фигуральном смысле отрубает голову любому мужчине, который пытается ее добиться.

Решение проблемы лежит в понимании паттернов (схем-образов) событий сказки в качестве частей личности и в освобождении эго комплекса от идентификации с этими паттернами. В результате процесса распознавания и аналитической интерпретации клиент учится переживать миф как существование вне эго в слое коллективного бессознательного своей психики. Несомненно, в некоторых ситуациях клиентом руководят силы коллективного бессознательного, но он не должен слепо подчиняться им. Скорее, клиенту нужно освободить своё эго от идентификации с мифологическими фигурами. Когда удавалось открыть главную мифологему в любимой сказке клиента, то очень продуктивным было работать с образами этой сказки и символами снова и снова в течение всего анализа и доводить до понимания клиента его собственную доминирующую мифологему.

Аналитическое использование любимой сказки является примером индивидуального метода, который используется только небольшим количеством аналитических психологов, и это не является стандартным аналитическим методом. Официально сказкотерапия, как направление практической психологии, появилась сравнительно недавно и стала быстро приобретать популярность.

Цель сказкотерапии — относительно мягкое по сравнению с большей частью психологических инструментов искоренение страхов, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния человека.

Особенность сказок заключена в их ёмкости и вместимости. Являясь коллективным уровнем психики, сказка способна вобрать в себя большое количество совершенно разного материала, располагать в своём поле и собирать, контейнировать историю одного человека. Сказкотерапия дарит чувство наполненности и целостности, дарит проживанию личной истории новые смыслы.

Часто для такого опыта используют народные сказки и сказки знаменитых талантливых писателей, которые приняли люди и передают из поколения в поколение на разных языках. В своей группе по сказкотерапии мы с клиентами прожили и проанализировали относительно своей истории уже много сказок. Золушка, Русалочка, и Алиса в Стране чудес нашли отклик в душах и помогли многим моим клиентам.

С приходом зимы, с наступлением праздников все вокруг нас становится сказочным. В театрах играют “Щелкунчика”,“12 месяцев”, “Рождественскую историю”. По телевизору показывают “Морозко” и “Ледяное сердце”. Конечно, в это время вспоминается сказка Снежная королева, наполненная глубокими смыслами и аллегориями. Хотя Ганс Христиан Андерсен написал эту сказку в 1844 году, сравнительно недавно в масштабах вечности, но она настолько гениальна и глубока, настолько наполнена архетипичными и всеми узнаваемыми образами, что без сомнения, присутствует в сознании и бессознательном многих и многих людей.

Образы всех героев этой сказки можно найти в себе. В каждом из нас есть часть Снежной Королевы, часть самоотверженной Герды и раненого Кая. И холод, и любовь живут в каждом из нас. Задача сказкотерапии осознать в себе эти части, интегрировать их и дать им право на жизнь. Принятие дарит возможность увидеть себя и свои задачи в целом, дарит наполненность и ресурс для решения вопросов.

Использованы материалы книг: «Методы в аналитической психологии: введение» Ханц Дикманн (Хегай Л.А., перевод 2016).

Кондратенко Екатерина В.- аналитический психолог, 8-916 9807540

-2