В наше время «безопасность» детей довели до маразма. В каждом детском садике сидит бабушка-охранница, каждую школу обнесли забором, обвесили видеокамерами и установили пропускной режим. Правда, ничего, кроме неудобств для детей и родителей данные «меры безопасности» не влекут. Они не остановили даже шизиков-"общественных активистов" и того мужика, что бегал по школе голым. Что уж говорить о злоумышленниках.
Тем более любопытно читать, как обстояли дела с безопасностью раньше. В моих руках книга «Новоуральск. Годы и судьбы» выпуска начала 90х годов прошлого века. В ней есть глава «Военный быт первостроителей». Чтиво чрезвычайно любопытное.
Наш город начали строить в годы Великой Отечественной войны. Первостроители жили просто в ужасных бытовых условиях, на манер современных бомжей. У строителей были дети, которых нужно было учить в школе. Школы в тогдашнем городе, состоявшем из землянок и бараков, естественно, не было, и детей возили в кузове грузовой машины в школу поселка Верх-Нейвинска. И зимой тоже. Да, первых маленьких горожан возили в школу в грузовике в любую погоду. Именно тогда возникло обращение к шоферу «Эй, ты, аккуратнее, не дрова везешь!». Потому что для перевозки дров и детей использовался один и тот же грузовик.
Естественно, никакого моста через железную дорогу в то время не было. Более того – не было даже переезда со шлагбаумами. О безопасности тогда никто не думал. И однажды паровоз, ехавший со стороны Тагила, протаранил грузовик с детьми, которых везли в школу поселка. От удара машина рухнула в реку Бунарка.
Событие по нынешним временам – экстраординарное. Достойное освещения по всем телевизорам страны. Но тогда к нему отнеслись просто. «К счастью, все дети остались живыми» - весело сообщает автор книги (о пострадавших не сообщает) и начинает рассказывать о новых ужасах детского быта.
В школе пасела на тот момент училось 504 ученика, из которых каждый пятый в школу не ходил. Причину объясняют так: нет дров. То есть в населенном пункте посреди леса, в месте строительства секретного атомного завода для детей нет дров. Цитируется архивный документ: «Местные власти перекладывают дело обеспечения дровами друг на друга: завод Б на завод № 484 (УЭХК), а тот – на Центральный санаторий. После этого предприятия начали рядиться, чьих детей в школе больше, и кто должен обеспечить школу дровами.
Пока большие начальники перекладывали ответственность друг на друга, у детей из-за отсутствия теплой обуви начались обморожения ног. И только после этого дяди договорились и организовали производство валенок.
Правда, прямо на этой же странице автор начинает сам себе противоречить. Если в начале страницы говорится о том, что дети в школе обмораживали ноги из-за отсутствия валенок, то в конце страницы он рассказывает, как население в едином порыве, желая, чтобы красноармейцы ни в чем не нуждались, по призыву партии «сдавали для Красной армии овчины, полушубки, ВАЛЕНКИ, шапки-ушанки, теплое белье». Откуда взялись валенки, если их не было вплоть до обморожения детских ног – загадка. И сдается мне, что события поменяны местами. Сначала население «добровольно» и безвозмездно сдало валенки в армию, потом тогдашние раздолбаи наплевательски отнеслись к обогреву детей в школе, а уж потом они обморозили ноги. Выводы каждый сделает самостоятельно.
Естественно, дети в таких условиях росли и становились просто-таки железными людьми, из которых можно было делать гвозди. Сейчас ситуация качнулась в другую сторону и просто доведена до маразма. И у железобетонных бабушек и дедушек вырастают абсолютно изнеженные внуки. Но об этом в другой раз.