Про Румынию чуть позже, начнём с Америки.
Sessions at West 54th - это американская телевизионная программа, в которой выступали живьём музыканты и коллективы самых разных жанров. Она являлась в некотором роде вариацией на тему, заданную знаменитым шоу Austin City Limits. Называние Sessions at West 54th программа получила из-за адреса - 54th Street на Манхэттене, – где и происходили съёмки.
Первые эфиры были сняты с Сюзанн Вега (Suzanne Vega) и Оттмаром Либертом (Ottmar Liebert) и транслировались 5 июля 1997 года, причём с очень большим охватом – вещание программы покрывало 85% территории страны. Также вышел в эфир повтор программы: он прошёл по коммерческой сети кабельного телевидения Trio. Короче говоря, это было рейтинговое событие - программу видели миллионы телезрителей.
Первый сезон в качестве ведущего выступил Крис Дуридас (Chris Douridas), известный DJ с радиостанции KCRW в Санта-Монике, а уже на второй сезон ведущим пришёл бывший фронтмен Talking Heads Дэвид Бирн (David Byrne).
И мы сейчас перенесёмся в 1998 год, во второй сезон, чтобы посмотреть на выступление Дэвида Бирна и «Квартета Баланеску», которые исполнили уникальный кавер на легендарную песню Kraftwerk «Das Model».
Удивительное в своём роде выступление – экспериментатор и музыкальный провокатор Дэвид Бирн делит сцену со струнным квартетом! Что касается мистической фигуры лидера струнных Александра Баланеску, то он не впервые появился на программе Sessions at West 54th – его безупречное исполнение самых необычных каверов уже привлекало внимание продюсеров телепрограммы.
Кто же такой Александр Баланеску? По-румынски его фамилия пишется так: Alexandru Bălănescu. Он родился 11 июня 1954 года в Бухаресте. Сегодня Баланеску - американский скрипач румынско-цыганского происхождения. С детских лет он учился на скрипке у ведущих музыкальных педагогов Румынии — Долли Корицер, Карапета Авакяна и Штефана Георгиу. В 1969 году переехал из Румынии в Израиль (вот вам и цыган!), где после службы в израильской армии учился в Академии музыки и танца в Иерусалиме. Затем Баланеску продолжил образование в Trinity College of Music в Лондоне и в нью-Йоркской Джульярдской школе.
В 1983—1985 годах играл вторую скрипку в «Квартете Ардитти», после ухода из которого создал собственный коллектив - «Квартет Баланеску». Музыкально квартет взял курс на более авангардную музыку, не отходя при этом от канонов классического исполнения: техническая виртуозность соседствовала с концептуальной свободой. Это позволило сотрудничать с ведущими композиторами авангарда, в том числе с Майклом Найманом (Michael Nyman). Баланеску исполнил скрипичные партии в музыке Наймана к большинству фильмов Питера Гринуэя (Peter Greenaway), от «Контракта рисовальщика» (1982) до «Книг Просперо» (1991).
Что касается взаимоотношений «Квартета» и Бирна, то они пересекались и ранее: Баланеску и его группа впервые работали друг с другом на альбоме Баланеску “Possessed”(«Одержимый») в 1992 году. Пластинка привлекла большое внимание прессы - отчасти из-за композиции Бирна. В этом альбоме также были три оригинальные композиции самого Баланеску, но, в основном, внимание слушателей было обусловлено тем, что пластинка содержала несколько блестящих каверов на песни пионеров немецкой электронной музыки - группы Kraftwerk.
Учитывая то, что Баланеску смог провести свой коллектив по извилистой «межжанровой тропе», струнный квартет превратился в ансамбль с возможностями рок-группы, но, при этом, с классическим подходом в звучании и исполнительском мастерстве. Баланеску, обладающий визионерским мышлением, «вывел» квартет на таких артистов, как Carla Bley, Goldfrapp, Gianna Nanini, Malika, Stateless, Spiritualized, Rabih Abou Khalil, The Pet Shop Boys, Depeche Mode, Kate Bush, Grace Jones.
Их живые выступления отличались особой энергией и динамизмом. Они играли в местах, столь же сильно контрастирующих, как, например, лондонский South Bank Center и Нью-Йоркская трикотажная фабрика. Они были opening act’ом для более чем 10000 фанатов Pet Shop Boys на Уэмбли-Арене в Лондоне Их ранние альбомы выходили на Mute и Argo Records, что тоже о многом говорит.
Поэтому, когда Дэвида Бирна попросили организовать некий «специальный эпизод» в программе, он решил пригласить своих старых друзей и, заодно, продемонстрировать свой исполнительский талант, соединив при этом специфику электронной и альтернативной классической музыки.
Именно фигура Дэвида Бирна (шотландца по происхождению, прошу заметить!) позволила сделать американское шоу источником необычного музыкального контента: идея дать артистам больше пространства, больше творческой свободы сработала как нельзя лучше. В результате образовались музыкальные номера, ставшие уникальными для американского телевидения.
Отдельным пунктом идут танцы Бирна – это просто кайф.
Квартет Баланеску получил возможность сыграть в телешоу и другие каверы, в том числе I Wanna Dance With Somebody (Who Loves Me) Уитни Хьюстон (Whitney Houston). Интересно, что бывшая недавно у меня в гостях на МАЯКе группа ФРУКТЫ тоже исполняла кавер на эту песню!
Но всё-таки версия «Das Model» группы Kraftwerk выглядит и звучит намного более ударной. Визуальным же стержнем номера, несомненно, являются артхаусные танцы Дэвида Бирна.
Квартет Баланеску неоднократно был на гастролях в России, а вот Дэвид Бирн или Talking Heads не приезжали, насколько мне известно. К сожалению…