Главным чудом на нашей планете по праву можно назвать схождение Благодатного огня накануне Пасхи в Храме Гроба Господня, символизирующее воскресение Христа. История этого Храма наполнена драматичными событиями, но каждый раз после разрушения его восстанавливали, как, например, в 1009 году, когда варварское разграбление Храма привело к Крестовым походам.
Согласно преданию, Елена, мать императора Константина, которую впоследствии канонизируют в лике равноапостольной, отправилась в Иерусалим в паломничество. Здесь она в сопровождении епископа Макария обнаружила остатки языческого храма, под которым в скале была высечена погребальная пещера. Елена предположила, что это именно та могила, в которой Иосиф Аримафейский похоронил распятого Христа. Поэтому в 335 году царица возвела на этом месте Храм Гроба Господня.
В 2016 году эти события были подтверждены данными археологов, проводивших здесь исследования. Собственно Гроб Господень — это пещера в скале, внутри которой была выдолблена скамья — погребальное Ложе. Над этой могилой и была выстроена Кувуклия, небольшая часовня.
Оказалось, что Ложе, высеченное из известняка — мягкого материала, покрыто двумя мраморными плитами. Образцы раствора, соединяющего Ложе и нижнюю плиту, были исследованы. Полученные данные подтвердили, что строительные работы действительно велись примерно в 345 году.
Верхняя же плита была установлена уже крестоносцами, причём не позже 1555 года, когда проводилась реконструкция храмового комплекса под руководством епископа Бонифация. По его распоряжению политы были сняты с гробницы, и он увидел «то самое несказанное место, на котором три дня лежал Сын Человеческий».
Возведённый Еленой Храм простоял до 614 года, когда город был осаждён войсками шахиншаха Хосрова II, отстроен в 629, чтобы через девять лет вновь стать полем для столкновения последователей разных религий. 966-й тоже принёс немало горьких событий: убийства христиан и священников, сожжение Храма. И снова он был поставлен, но просуществовал недолго.
В 1009 году халиф Аль-Хаким начал планомерно уничтожать всех немусульман, а их святыни подвергать разорению. Не минула эта участь и Храма Гроба Господня. Однако полностью уничтожить Кувуклию им не удалось: сохранилась внешняя стена, хотя перекрытия обрушились внутрь, но тем самым они спасли основания стен Храма и само Ложе.
По рассказам хрониста Рауля Глабера, кладку Храма разбивали железными молотами, однако саму гробницу раздробить не смогли. Другой хронист, Адемар Шабанский, цитирует слова епископа Перигё: «Когда они убедились, что никаким образом не могут разрушить гробницу до основания, они попробовали устроить большой костёр, но она, подобно адаманту, не покачнулась и осталась нетронутой».
Свидетельства паломников доходили до европейских монархов и в итоге вылилась в Первый крестовых поход. Освобождать Гроб Господень выдвинулись и крестьяне, и дворяне, и в 1099 году захватили Иерусалим, сделав его столицей Иерусалимского королевства.
По сведениям некоторых более поздних историков, в этом походе принимали участие и выходцы из Древней Руси. Однако ни в одном русскоязычном источнике упоминания об этом упоминаний нет. Впервые по-русски Гроб Господень был описан в начале двенадцатого века игуменом Даниилом, который путешествовал по Святой земле:
«Гроб же Господен собою таков: это как бы маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек. В высоту она мала, а в длину и в ширину одинаково четыре локтя. И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа».
После ещё не раз были и разрушения, и пожары, и землетрясение. Но каждый раз храм восстанавливали. И сегодня это целый комплекс храмов различных конфессий, множество построек, но сердцем его по-прежнему является Гроб Господень.
👉Википедия:
Иерусали́мский храм Воскресе́ния Христо́ва, более известный как храм Гроба Господня (араб. كنيسة القيامة, арм. Սուրբ Հարություն տաճար, греч. Ναὸς τῆς Ἀναστάσεως, лат. Sanctum Sepulchrum). Считается, что он стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. Некоторые христиане считают, что в храме ежегодно сходит Благодатный огонь. Основные права владения и пользования святынями храма принадлежат Греко-православному Иерусалимскому патриархату, Иерусалимскому патриархату Армянской апостольской церкви и католическому ордену францисканцев.