Найти тему
Flamise.com

Льготные условия для общепита от Роспотребнадзора в 2020

Как теперь изменится работа общепита? Напомним, что еще в январе Дмитрий Медведев приводил общественное питание как пример отрасли с избыточными требованиями. Упростить жизнь бизнесу премьер предлагал в рамках механизма «регуляторной гильотины» к 1 февраля 2020 года.

Как полагают в правительстве РФ, комфортные условия для бизнеса не противоречат обеспечению безопасности потребителей, «несмотря на попытки их противопоставить». Цели «регуляторной гильотины» - создать прозрачные правила игры, которые обеспечат защиту потребителя, не задушив бизнес.

Как следует из текста поручений, новую модель регулирования работы общепита правительство предлагает опробовать сначала в отдельных регионах. Для этого с 1 января 2020 года предлагается запустить эксперимент по ограничению контроля надзорных органов в кафе и ресторанах Москвы, Татарстана и Калининградской области.

Данные предложения, «исходя из согласованных подходов», Роспотребнадзор, Минэкономразвития и Минпромторг должны представить в правительство также до 15 октября.

Надо полагать, что основные изменения коснутся не только правил работы общепита, но и наказаний за их нарушение.

По поручению премьера Минюст и Минэкономразвития должны до 11 ноября подготовить и внести в правительство поправки в Кодекс об административных правонарушениях, касающиеся приостановки деятельности кафе, если они нарушили требования к организации питания и это причинило вред здоровью граждан.

В данном случае речь идет об изменении срока приостановки деятельности, поясняет источник РБК, близкий к аппарату правительства: по его словам, сегодня есть общее понимание, что его необходимо снижать.

Одно из рабочих предложений, которые сегодня прорабатываются в аппарате правительства, - снизить срок приостановки деятельности предприятия общепита с 90 до десяти дней. Поправки в КоАП могут быть основаны на сокращении срока приостановления деятельности, как подтвердили в Минэкономразвития.

-2

За что могут приостановить деятельность ресторана

Приостановить деятельность ресторана на 90 дней контрольный орган может за нарушение примерно 200 требований СанПиНов, часть из которых - устаревшие или «спящие».

К сожалению, суды при рассмотрении таких дел чаще становятся на сторону надзорных органов.

Согласно существующим нормам, закрытый на 90 дней ресторан, чаще всего уже гарантированно не откроется. Такой подход уничтожает бизнес, и его надо менять!

Возможность контрольного органа закрыть предприятие на 90 дней за неисполнение даже устаревшей нормы СанПиНа создает нестабильную атмосферу для бизнеса, а для небольших предприятий может быть катастрофой.

В Минюст поручение премьера поступило и находится на исполнении. Как отметил представитель Минэкономразвития, министерство по-прежнему предлагает использовать для регулирования общепита «Белую книгу» и протестировать ее положения в экспериментальных регионах.

Недавно Роспотребнадзор проводил публичные слушания по результатам своих проверок. А сейчас ведомство подготовило обзор с результатами. Ниже приведены основные вопросы и ответы.

-3

Вопрос:

1 января 2017 года в Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ введено понятие «контрольная закупка». Проводятся ли такие мероприятия Роспотребнадзором?

Ответ:

Нет, не проводятся. Проведение контрольной закупки допускается исключительно в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими организацию и осуществление отдельных видов государственного контроля (надзора).

Между тем, ни Закон РФ «О защите прав потребителей», ни Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в настоящее время не допускают проведение контрольных закупок.

В то же время Роспотребнадзором подготовлен законопроект о внесении на этот счет соответствующих изменений в указанные нормативные документы. Проект находится на этапе оценки регулирующего воздействия.

Вопрос:

Вправе ли общественные организации проводить массовые проверки магазинов по санитарным нормам и требованиям?

Какими нормативными актами должны руководствоваться ОЗПП при проведении проверок?

Ответ:

Правовую основу деятельности общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) определяет п. 1 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей». Никакими функциями по осуществлению госконтроля (надзора) и связанными с ними административными полномочиями объединения не наделены. Осуществление ими общественного контроля за соблюдением прав потребителей производится в порядке, определяемом самими этими объединениями на основе положений соответствующих уставов. Однако в любом случае должны быть исключены какие-либо противоправные действия с их стороны.

Оспорить правомерность и обоснованность общественного контроля можно в судебном порядке либо обратиться в правоохранительные органы.

Вопрос:

Можно ли на ценнике указать цену за 100 гр, при фиксированном весе штучного товара в 200 гр?

Ответ:

Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Исходя из этого, на ценнике штучного товара с фиксированным весом должна указываться (независимо от веса брутто или нетто) цена за единицу товара.

Вопрос:

Является ли нарушением несовпадение полного адреса изготовителя на этикетке товара и сопроводительной документации (в декларации есть указание района, на этикетке указания района нет)?

Ответ:

Прежде всего, следует иметь в виду, что декларация о соответствии не является сопроводительной документацией. Информация же об адресе изготовителя наносится на маркировку с учетом требований к ее содержанию и порядку доведения, установленных соответствующим техническим регламентом, а не с учетом требований к форме и реквизитам декларации о соответствии.

Вопрос:

Вправе ли супермаркет продавать нефасованную (неупакованную) пищевую продукцию в отсутствие перечня разрешенной продукции?

Ответ:

Ввиду отсутствия такого перечня правовые основания для реализации каких-либо видов пищевых продуктов в не расфасованном и/или неупакованном виде отсутствуют.

Вопрос:

Как необходимо указывать срок годности в маркировке фасуемой в магазинах продукции в отсутствие потребителя?

Должен ли он быть перенесен с этикетки изготовителя?

Ответ:

Согласно пункту 5 части 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011 при фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствие потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения.

Вопрос:

Должны ли быть медкнижки у работников торговых предприятий, напрямую не контактирующих с пищевой продукцией (например, для бухгалтеров, экономистов, водителей и пр.)?

Ответ:

Медкнижки должны быть у работников, которые осуществляют непосредственные контакты с продовольственным (пищевым) сырьем и (или) пищевой продукцией.

Вопрос:

Является ли обязательным наличие знака ЕАС на расфасованной в отсутствие потребителя продукции в организациях розничной торговли (сыры, колбасы)?

Ответ:

При фасовании пищевой продукции организациями розничной торговли в отсутствие потребителя на потребительской упаковке или на прикрепленной к ней этикетке должны быть указаны наименование пищевой продукции, дата ее изготовления, срок ее годности и условия хранения. Иные сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4.1 и пунктом 13 части 4.4 статьи 4 ТР ТС 022/2011, доводятся до потребителя любым способом, обеспечивающим возможность обоснованного выбора этой пищевой продукции (в том числе путем нанесения на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу или прилагаемый к каждой упаковочной единице продукции.

Вопрос:

Запрещена ли реализация по типу самообслуживания замороженных продуктов в неупакованном виде, требующих дальнейшей тепловой обработки (пельмени, котлеты и т.д.)?

Ответ:

Нет, такого запрета нет, при соблюдении требований п. 6 ч. 4.12 статьи 4 ТР ТС 022/2011.

Вопрос:

Вопрос по витринам для самообслуживания неупакованного хлеба — нужно ли его упаковывать или мы можем оставлять его закрытым на наших витринах?

Ответ:

Хлебобулочные изделия в объектах мелкорозничной торговли (павильоны, киоски, палатки) должны продаваться только в упакованном виде. В остальных предприятиях торговли хлеб может реализоваться как в упаковке, так и без нее. При этом отпуск покупателям нефасованных продуктов осуществляется продавцом с использованием торгового инвентаря в виде щипцов.

Вопрос:

Нигде в документации не написано, и никто из надзорных органов не дает четкие разъяснения, насколько необходимо декларирование такой кулинарной продукции, если она относится к продукции общественного питания, соблюдены сроки годности, установленные в СанПиНе, и созданы условия для потребления на месте. Если это продукция общественного питания, необходима технико-технологическая карта согласно требованиям законодательства, тогда почему просят оформленные ТУ и декларации?

Ответ:

Согласно требованиям, п. 9.10 СП 2.3.6.1079-01 полуфабрикаты, готовые блюда и другие изделия, вырабатываемые организациями для реализации через торговую сеть, изготавливаются по технологическим инструкциям, нормативной и технической документации. Реализация полуфабрикатов, готовых блюд и других изделий вне организации общественного питания должна осуществляться при наличии сопроводительных документов, в т.ч. декларации о соответствии.

Вопрос:

Каковы допустимые уровни шумы и вибрации в продовольственном магазине?

Ответ:

Вентиляционное оборудование, холодильное оборудование, в некоторых случаях водопровод, канализация, электрооборудование (трансформаторные станции) при неисправности могут быть источником шумов и (или) вибраций. Также источником шума и (или) вибрации может быть подъемно-транспортное оборудование и автотранспорт, доставляющий продукцию в магазин (при погрузочно-разгрузочных работах). Кроме того, в продовольственных магазинах, имеющих цех (отдел кулинарии, мясной цех и т.п.) источником шума и (или) вибрации может быть технологическое оборудование. В ряде случаев источником шума может быть персонал и (или) техника для голосовой информации и воспроизведения музыки и т.п.

с 1 января 2017 года при проведении измерений шума и вибрации, необходимо руководствоваться СанПиН 2.2.4.3359-16 «Гигиенические требования к физическим факторам на рабочих местах».

Вопрос:

Основанием для проверки может служить обращение гражданина. С учетом повсеместного развития Интернета и его анонимности, каким образом добросовестные предприниматели защищены от необоснованных проверок по обращениям так называемых Ивановых Иванов Ивановичей?

Ответ:

Анонимные обращения не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. Более того, с 01.01.2017 электронные обращения станут поводом для проверки только если заявитель авторизовался.

Если контролеры установят анонимность или недостоверность обращения, то проверка прекращаются.

Кроме того, Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, компании и ИП расходов, понесенных в связи с рассмотрением поступивших анонимных обращений указанных лиц, если в них были указаны заведомо ложные сведения.

Вопрос:

На сегодняшний день, чтобы работать на предприятии общественного питания в Москве, работник должен сделать 4 прививки. Работники отказываются, некоторым работникам прививки противопоказаны. Означает ли это, что мы не можем допускать работника до работы?

Также если работник первый раз устраивается на предприятие общественного питания и не ранее не прививался, учитывая необходимость временного промежутка между прививками, он сможет устроиться на работу не ранее чем через 4 — 6 месяцев.

Ответ:

Работникам предприятий общественного питания г. Москвы действительно рекомендовано иметь 4 профилактические прививки, сведения о которых заносятся в личные медицинские книжки: 2 из которых (против дифтерии и столбняка, кори) и 2 прививки (против гепатита A и дизентерии Зонне).

Главным государственным санитарным врачом г. Москвы 31.03.2015 принято постановление № 2, в соответствии с которым работники предприятий общественного питания г. Москвы должны быть привиты против гепатита A и дизентерии Зонне. Не привитые против этих инфекций работники вне зависимости от причин не должны допускаться до работы. Исполнение данного требования является обязательным для всех юридических и физических лиц.

В отношении прививок против дифтерии, столбняка и кори, работники предприятий общественного питания (постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825), вправе отказаться от данных прививок. При этом работодатель не вправе ограничивать допуск работника до работы. Работник, ранее не прививавшийся против какой-либо инфекции и получивший первую аппликацию вакцины, может быть допущен к работе по истечении 7 дней с момента вакцинации. Последующие прививки могут быть сделаны во время работы. Ждать завершения прививочного курса не обязательно. При этом работодатель несет ответственность за своевременность прохождения работником необходимого курса прививок.

Вопрос:

В каких случаях проводится предварительная проверка поступивших обращений и какой порядок ее проведения?

Ответ:

В ходе проведения предварительной проверки:

запрашиваются дополнительные сведений и материалы (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию;

рассматриваются документы юр лица, предпринимателя, имеющихся в распоряжении Роспотребнадзора. В рамках предварительной проверки могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным. По результатам предварительной проверки меры по привлечению компании или ИП к ответственности не принимаются.