Англичанка Джулия Фуллертон-Баттен (Julia Fullerton-Batten) — художник, работающий с фотографией, в 2008 году она стала обладателем важной премии Hasselblad Masters Award, ее работы находятся в собрании Национальной портретной галереи в Лондоне и в музее Музея Фотографии в Лозанне. В 2015 году ее пригласили для работы над календарем Campari с Евой Грин, девушкой Бонда, в главной роли.
На счету Фуллертон-Баттен более 20 серьезных проектов, показанных в галереях по всему миру. Первый успех ей принес проект Teenage Stories («Подростковые истории») 2005 года, опубликованный в 2007 году в формате фотоальбома.
Проект посвящен эмоциональной уязвимости девушек–подростков, турбулентности переживаний. Девушки помещены в специально изготовленные макеты городских и сельских пространств и выглядят как Гулливер в стране лилипутов. Возникающие сюрреалистические ситуации намекают на сюжет “Алисы в стране чудес”.
Девочки, участницы проекта не были профессиональными моделями, а просто девочки с соседней улицы. Как объясняет автор проект повествует о жизни подростков в «воображаемом мире», когда «воображаемый мир кажется больше, величественнее, реальнее, чем обыденная жизнь. В мире фантазий девушки чувствуют, что у них гораздо больше власти, чем в повседневности».
Персонажи Фуллертон-Баттен погруженны в кукольный мир замков, провинциальных коттеджных поселков, аэропортов. Ландшафт типичный для Англии,, зеленая трава, чистые реки чистые домики. Игра с масштабом и работа со светом создают иллюзию мира наоборот – психическая жизнь реальнее материальной, а эмоциональное важнее мирского.
Эстетика Джулии Фуллертон-Баттен, ее концептуальный подход насыщен литературными и художественными отсылками. Это искусственно сконструированный мир, полностью противоположный определению фотографии как «выявлению неконтролируемой действительности». Джулия выставляет декорации, ставит живописный свет и режиссирует сцены. Джулии Фуллертон-Баттен в первой своей большой работе показывает, как приемы рекламной фотографии адаптируются для построения концептуального и социального проекта.
Серия «Подростковые истории»могла быть вполне заказной рекламой игрушек или эко–продуктов, вызывающий желание приобретать и обладать. В данном случае возникает желание разгадать сюжет: что за замок или мост, аэропорт или поселок, где все это происходит, а главное – что именно? Что уже произошло, почему девочка упала с велосипеда и от какого солнечного затмения упала и разбила упаковку яиц современная Алиса.
В следующих проектах художница развивает тему девичьего взросления и переживаний подростков – в School Play, 2007 («Школьная пьеса») автор создает образ существования в коллективном однообразном общем теле, где лиц не различить, и только случайно упавший ланч–бокс способен отделить личность от массы. Девушки находятся в социальных пространствах и ситуациях – библиотека, раздевалка, столовая, украшенная портретами (вероятно, преподавателей или исторических деятелей). Места действия отсылают к английской литературной классике.
Интересно, что Джулия отзеркаливает ситуации: блондинки – англичанки и «девушки из Азии» – брюнетки. Два мира. Англичанки – индивидуальны, азиатки – дисциплинированы, сливаются в одно неразличимое целое. В английской части проекта – центральный образ – героиня, смущающаяся менструации. Азиатская часть заканчивается тем, что девушки в 3D очках смотрят без единой эмоции фильм в кинозале.
«Школьная пьеса» напоминает проекты российской группы AES+F – тот же ретушированный и вычищенный мир, где дети, не ведая прошлого и не задумывая будущее, находятся в неопределенном настоящем, а литературный экивок – безусловно сделан в направлении Олдоса Хаксли.
В проекте In Between («Между») 2009–2010 года девушки парят в невесомости, плывут в пространствах модерновых домашних и общественных интерьеров., Подростковая революция и нирвана, запечатленная в момент кульминации, как бы выскакивает из лощенной и выхолощенной повседневности.
В проекте Awkward, 2011 («Неловкость») художница обращается к теме пробуждения чувств. Впервые на ее снимках появляются юноши. Группы подростков разыгрывают сцены смущения, физиологического притяжения, неосознанного желания. Эти моменты возникают и между девочками, и между мальчиками – политкорректно Джулия Фуллертон-Баттен допускает право всех на физиологию и природу.
Эта история про узнавание собственной природы.
В проекте Mothers and Daughters, 2012 («Матери и дочери») Автор последовательно разрабатывает тему женской идентичности и чувственности, на примере сложных ситуаций ревности и зависимости, начиная с младенчества и до зрелых лет, возникающие между двумя женщинами. Гамма чувств и ситуаций, любви и соперничества, борьбы за самостоятельность и “голос” крови.
Cерия фотографий A Testament to Love, 2013 («Свидетельства любви») сделала по мотивам живописи Эдварда Хоппера и американского кинематографа 60-70 годов. Женщины пердстают зрителю в момент прощания, разрыва, экзистенциального выбора. Свою задачу фотограф комментирует так: «"Завещание любви" – это рассказ о борьбе, когда любовь идет не так. Женщины борются с вечным поиском счастливого финала, оказываются оставленными с чувствами одиночества, страха, сожаления и смирения. Они ищут смысл своей жизни или просто ждут, когда что-то произойдет… Женщины – это не просто пассивные участники жизненной драмы, у них собственная роль, и они вправе сами решать куда ведет любовь». Героиня этой истории – кукольная блондинка, которая от кадра к кадру меняет цвет волос.
Ожидание, движение навстречу к мужчине, самолет, надежда, не-встреча, телефонный разговор, шторм и отъезд. Джулия Фуллертон-Баттен снимает фильм без Него. Мужчина в этой ситуации не важен. Меняется женщина, она одна наедине со своими ожиданиями и со своими чувствами. Джулия Фуллертон-Баттен моделирует типичную ситуацию и делает кинематографическую раскадровку. Такое рекламное, утрированное отстранение дает зрителям рассмотреть ситуацию холодно, как схему, над которой можно размышлять, но не сочувствовать.
В серии In Service («В услужении») 2014 года художница показывает сцены, разыгрывающиеся между хозяевами и слугами в английских особняках, эти сложные и многовековые взаимоотношения на почве зависимостей, сексуальности, покорности и доминирования.
«Ау! AES+F! и пиры Трималхиона иже с ними! Тут, у Джулии, правда, все иначе – страсть и ревность, покорность и зависимость, слуги меняются местами с господами. Снимки, имитирующие глянец и гламур, показывают травмирующие моменты отношений, инсценировка спасает, когда прямая речь дается с трудом. Марионетки рассказывают драму. »
В проекте 2016 года The ACT, 2016 впервые Фуллертон-Баттен обращается к документальной фотографии. Ей позируют Кэти Кин и Джей Розе, Лола Мари и Саша Флекс и даже резиновая кукла. Серия, по словам, Джулии исследует тему секса как работы и ее разнообразные формы, существующие в Британии – тут и веб–стриптизерши, и девушки с шестом, участницы театра–бурлеск и трансвеститы. Документальна эта фотография лишь тем, что героини – реальны, но все они играют роли на фоне специально инсталлированных интерьеров на платформе и принимают классические позы, общепринятые в этой сфере бизнеса. Серия имитирует каталог и из него можно выбрать удовольствие по вкусу.
Фотографии сопровождает текст, весьма откровенные и познавательные интервью с участницами проекта сделал журналист Джен Брук. Вот, например, говорит Кэти Кин:
«Мне предлагали большие деньги за секс, но я никогда не чувствовала необходимости заходить далеко. Мне иногда платят 600 фунтов в час только за то, чтобы я разговаривала. Однажды я заработала 7000 фунтов стерлингов за вечер у завсегдатая, который даже не попросил приватный танец. Сейчас я жена, мать и опытный застройщик. Я знаю, что все это звучит очень материалистично, но 10 лет в стрип-клубе — это большой жизненный опыт. Я не могу выразить, насколько сильно здесь товарищество, сестринство среди танцоров. Мы же семья. Люди находят меня сексуально привлекательной, а сексуальность — это великая сила, а не ужасная слабость».
Проект призван дать общую картину положения дел в секс-индустрии в Великобритании и общую картину запросов общества. Кто этот мужчина, который готов отдать большие деньги только за то, чтобы провести время с девушкой из клуба? Почему он туда пришел и жажду чего утолял. Возникает фигура отсутствия того, кому действительно интересно задать вопрос.
Последний проект Джулии Фуллертон-Баттен — Old Father Thames, 2018 (дословно «Река—отец Темза») — масштабная историческая постановка, многофигурная реконструкция важных событий из жизни столицы. Джулия говорит, что ее вдохновили такие художники как Тернер и Уистлер, для которых мотив главной английской реки был важным в творчестве.
Знаменитый холод 1814 года, когда Темзу сковал лед, и она стала местом, где народ пытался развлекаться на стихийной ярмарке; туша кита, выброшенного на берег течением; наводнение, подтопившее залы галереи Тейт; спасение первой английской феминистки Мэри Уолстонкрафт и гибель первой английской летчицы Эми Джонсон; трагедия в зерновой башне в 1867 года, когда капитан Ллойд чуть не сошел с ума от гибели своей дочери, и строительство так называемого «женского моста», начатое в 1939 году и законченное в 1942 году, когда мужчины ушли на фронт. Все сюжеты становятся интересны, когда знакомишься с исторической фактурой, необыкновенными историями и героями, о которых написаны книги.
Джулия выстаивает многофигурные композиции и устанавливает поистине художественный, живописный свет, создает своего рода фотографические фрески или шпалеры. В конце концов, какая разница, каким способом и из какого материала произведен художественный объект.
Ее работы интересно рассматривать как старинные гравюры, она оживляет историю и литературу, а ее «Офелия», воссоздающая знаменитую картину прерафаэлита Джона Милле, считающуюся квинтэссенцией всего английского, стала чуть ли не популярнее оригинала, и вызвала бесконечное число интернет-мемов.
Творчество Джулии Фуллертон-Баттен показательно с точки зрения развития мультимедиа, что понимание «фотографического», присущее практикам и теоретикам XX века, меняется. У фотографии появляются новые возможности — технологические, экспозиционные и художественные, и, зачастую, эта новая фотография не отвечает определениям «документального», «мимолетного», «решающего момента» и вполне вероятно, что эти вопросы не сильно волнуют самих авторов.
Текст: Михаил Борисов
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.