Автор цикла — 87-летний старейшина российской джазовой историографии Владимир Фейертаг. Он рассказывает о джазменах, которые по разным причинам не достигли уровня известности суперзвёзд, но их роль в истории мало чем уступала значению титанов джазового искусства.
В более ранних выпусках: трубач Эрскин Хокинс, пианист Мэтт Деннис, поющий пианист Бадди Греко, трубач-аранжировщик Сай Оливер, тромбонист Майк Зверин, трубач Чарли Шейверс.
Джимми Форрест (Jimmy Forrest)
Про автора хита «Night Train» я ничего не знал. Мне дали пластинку трио Оскара Питерсона 1962 года. Блюз сразу мне приглянулся. И я его аранжировал. Ничего сложного. Сначала все саксофоны играют в унисон, а во второй части другой рифф, уже аккордами. У меня к этому времени в оркестре было пять саксофонов, одна труба и один тромбон. Как раз подходит. Трубач умел импровизировать. А когда я переписал (на магнитофонную плёнку с винила. — Ред.) альбом биг-бэнда Оливера Нельсона 1967 года, выяснилось, что я почти предугадал, как этот блюз можно инструментовать. В конце 60-х, читая лекции по истории джаза в Народном музыкальном училище, я уже знал, что Форрест — саксофонист. Но ни одной пластинки Форреста в руках не держал.
СЛУШАЕМ: Jimmy Forrest «Night Train» (1952)
Джимми Форрест (полное имя Джеймс Роберт Форрест) родился в 1920 году в Сент-Луисе. Его мама играла в церкви на органе. Девятилетнему Джимми она купила скрипку, но мальчик предпочёл альт-саксофон, и через несколько месяцев он уже вошёл в небольшой семейный бэнд, который развлекал афроамериканскую общину в городских и пригородных клубах. Затем Джимми удалось попасть в несколько малозаметных команд, включая «пароходный» бэнд Фэйта Марейбла. И постепенно он набрался опыта, чтобы стать «крутым» профессионалом. В 20 лет он сменил альт на тенор, мечтая играть, как Чу Бэрри, и поехал в Канзас-сити на вакантное место в группе саксофонов в бэнде пианиста Джея Макшенна. Кстати, партию первого альта вёл его ровесник Чарли Паркер. Поработав год, Форрест перешел в бэнд контрабасиста Энди Кёрка, у которого оставался до 1947 года. В 1948 г. вернулся в Сент-Луис, организовал квинтет для работы в местных клубах и решил навсегда покончить с гастролями. Однако не смог отказать Дюку Эллингтону, которому срочно нужен был тенор-саксофонист на место ушедшего Бена Уэбстера. Поработав с Эллингтоном неполный год, он опять вернулся в Сент-Луис. И с новым квинтетом в 1951 году записал «Night Train» — блюз, который стал стандартом для ритм-энд-блюза и джаза. В основе блюза риффы, о происхождении которых спорят до сих пор. Эти риффы настолько банальны, что явно были в пятидесятые годы «на слуху». Предъявить претензии мог [альт-саксофонист оркестра Эллингтона] Джонни Ходжес, который подобные интонационные обороты уже использовал в теме «That’s the Blues, Old Man», или Дюк Эллингтон, включивший такой же рифф в многочастную композицию «Happy-Go-Lucky Local». Когда Эллингтон услышал «Night Train», он высказался так: «Форрест заработал много денег, найдя коммерческую ценность в моем риффе». Позже Форрест скажет: «Да, это тема в духе Эллингтона».
В дальнейшем Джимми Форрест играл с Майлзом Дэйвисом, с Гарри «Суит» Эдисоном, с Элом Греем. В 1979 г. вошел в оркестр Каунта Бэйси.
ВИДЕО: The Count Basie Orchestra «Body And Soul» feat. Jimmy Forrest
В последний квинтет Форреста, созданный за три года до смерти в 1980 г., вошли трубач Говард Макги, пианист Джон Хикс, контрабасист Мэйджор Холли и барабанщик Чарли Персип. Мне кажется, что как саксофонист Форрест был недооценен, хотя на его счету 12 прекрасных альбомов, записанных на Prestige. Может, потому, что ему ближе был ритм-энд-блюз? Джаз был на втором месте? Но, согласитесь, Дюк взял его на место Уэбстера, Бэйси на место Уэсса — это что-то добавляет к его портрету? Где-то я прочитал, что исполнительское мастерство Форреста опиралось на наследие Коулмана Хокинса, Чу Бэрри, Бена Уэбстера и Лестера Янга. Тем не менее в эту замечательную шеренгу тенор-саксофонистов Форрест не попал. Видимо, не стремился. Получая хорошие авторские, он позволял себе расслабиться. Вёл тихую и спокойную семейную жизнь в родном Сент-Луисе, играл в клубах, редко записывался.
СЛУШАЕМ: Джимми Форрест, альбом «Out Of The Forrest» (Prestige P-7202, 1961: Джо Завинул — фортепиано, Томми Поттер — контрабас, Кларенс Джонстон — ударные)
Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!