Была на днях в гостях у своей московской подружки, путешественницы и фридайвера. После того, как она повстречала в океане мусорный остров в районе Явы, стала серьезно относиться к сортировке отходов. На кухне у нее несколько контейнеров из ИКЕА с наклеенными на них ярлыками: для чего и маркировки на упаковке.
Она отдельно собирает:
- пластик (предварительно сполоснув его водой),
- бумагу,
- стекло,
- жесть.
Как только контейнер полон, она относит его содержимое на помойку, там разные боксы для приема сырья. Для того, чтобы наполнить 1 такой икеевский контейнер, нужно месяца три. Раз в 3 месяца вынести в отдельный бокс пластик или бумагу, например, не составляет труда. При этом ведро для обычного мусора без объемных упаковок тоже нет необходимости выносить каждый день. Обычно это — раз в неделю.
Когда она хочет что-то купить, она уже размышляет, как будет избавляться от упаковки: все ли можно переработать, подходит ли данный вид пластика под стандартные требования и т.д. Таких людей вокруг становится все больше и больше. И это отдельный покупательский сегмент, вокруг которого необходимо строить эко-пространство.
Я тоже сортирую, но только пластик. Потому что прямо во дворе стоит бокс для приема пластика. Ни бумагу, ни стекло, ни жесть, ни текстиль поблизости не принимают. Это надо ехать в МЕГУ, а машины у меня своей нет. Поэтому я, как и большинство людей, всё вышеперечисленное выбрасываю в общий мусор, только одежду ставлю рядом с помойкой, вдруг, кого заинтересует. Ну это ужасно. И чувствую я себя виноватой каждый раз, как делаю так.
Другая моя подруга, которая тоже сортирует мусор, спросила, что тебе нужно, чтобы начать сортировать весь мусор. Где должны быть пункты приема, чтобы человек без какого-либо вознаграждения, только благодаря собственной осознанности, делал это. И я сказала: это же логично, пункты приема должны быть в магазинах у дома. В самой «Пятерочке».
И схема, простая и понятная, возникла в моей голове.
Итак, я верю, что мусорная реформа возможна, но силами какого-нибудь крупного ритейлера. Представьте себе, X5 Group объявляет, что отныне есть единый стандарт упаковки всех товаров, что продаются в магазинах сети. Все бутылки для газировки и пива одной формы и материала. Все бутылки для молока и всех молочных продуктов - несколько стандартизированных упаковок, которые друг от друга не отличишь. Все подложки стандартные. Вообщем все одинаковое. Можно проявить себя только в дизайне - на этикетке.
И вот все эти товары поступают в магазин. На каждой этикетке написано: верните упаковку в магазин, получите столько-то (цена этой упаковки минус расходы на транспортировку и т.д.) на бонусную карту. Воспользоваться бонусами можно прямо сейчас.
Прием упаковки - прямо в самом магазине, может быть, на заднем дворе. Пришел человек, сдал бутылочки, получил бонусы, пошел, тут же их в «Пятерочке» и потратил.
Далее с завода приезжает машина и забирает упаковку для отправки ее в рецикл-цех. Моют, снова клеят этикетку и используют повторно бесчетное количество раз.
Одинаковая упаковка - чтобы было проще ее разделять и распределять по заводам. На заводе приняли бутылочки, отклеили чужую этикетку, наклеили свою.
Маркетологи мне, может быть, возразят, что это идея утопичная, каким образом мы сможем привлечь внимание к продукту? Я полагаю, будет меньше выбора. Но покупатели будут приходить именно в этот магазин, потому что тема экологичности и осознанности просто бомбит многим голову (и мне). Они спать не могут, думают о судьбе Земли (и я).
Хорошо, ну кто мешает не весь магазин сразу же перекраивать, а создать такой отдел один в виде эксперимента. Где вся продукция будет с рецикличной упаковкой. А потом, когда продажи станут расти (а я в этом уверена) наращивать ассортимент и увеличивать площадь.
Как вам идея?
Х5 ответили, что это утопия. Странно, в Советском Союзе схема прекрасно работала.
Говорят, прием вторсырья противоречит санитарным нормам. Ну окей, можно же поблизости приемный пункт организовать.
Говорят, для выплаты денег нужно менять законодательное закрепление понятия "залоговая стоимость", с которой не будут брать НДС и НДФЛ. Ну я не говорила о выплате денег. Карты лояльности - очень удобный инструмент - можно просто начислять баллы, а уж как ими человек распорядится - это его дело.
Говорят, что они всего лишь розничные продавцы. Мне кажется, это лукавство. Вы же создали островки безопасности с Лиза Алерт. Значит, вы не просто розничные продавцы. А если и так, то это не очень дальновидный подход. Проктер энд Гембел отпускает отцов в дополнительный декретный отпуск. ИКЕА забирает на переработку старую мебель (даже не свою). Все это из самых свежих новостей и пример социально-ответственного бизнеса, который создает хорошую репутацию бренду.
И потом, я читала, что Минприроды планирует заставить производителей утилизовать 100% от упаковки, в противном случае, им нужно будет платить экосбор. Поэтому производители заинтересованы в первую очередь..