Спасибо постоянным читателям за обратную связь. Безумно рада, что статьи изучают целыми семьями. Оперативно реагировать не всегда получается. Простите...
Но я стараюсь отвечать на все вопросы, которые любезно "подсвечивает" Дзен в своих сообщениях для авторов.
Всегда стараюсь отвечать и на личные просьбы:
Сегодня поговорим о нормативно-правовых актах...
С чего начать объяснение?
Чем младше школьник, тем сложнее ему воспринимать абстрактные понятия. Поэтому я рекомендую начать объяснение с того, что ученик уже знает и понимает.
На уроках обществознания термин "норма" встречается с первых страниц, а в школьной жизни с самого первого дня обучения.
Моделируем диалог с ребёнком:
– Что такое норма?
– Правило поведения или жизни в обществе.
– Какие ты знаешь нормы или правила?
– Правила орфографии. Правила дорожного движения. Правила безопасности...
– Зачем устанавливают правила?
– Чтобы упорядочить или облегчить жизнь человеку...
– Кто устанавливает правила?
– Семья... Общество... Государство...
– Для чего нужны нормы?
– Чтобы жизнь стала более безопасной и справедливой.
Беседа с ребёнком может быть построена иначе. Всё зависит от уровня подготовленности и объёма пройденного материала.
Но в целом на подобные вопросы Вы получите приблизительно похожие ответы. Теперь можно переходить к самому понятию.
Что такое нормативно-правовой акт?
Проблемы с усвоением возникают из-за непонимания значения слова или словосочетания.
Если оно (это слово) встречается в тексте, то чтение превращается в механическое. Школьник начинает зевать, отвлекаться или прекращает чтение.
В результате ученик не может пересказать, ответить на вопросы или привести примеры.
– Что с этим делать?
Предлагаю снять затруднение, применив пошаговое объяснение:
После того, как ребёнок понял суть термина, переходим к объяснению его значения.
Далее следует поговорить об особенностях нормативно-правового акта и его отличительных чертах.
Какие отличительные черты надо знать?
Если ребенок успешно учился в 7-ом классе, то данные черты он сам сформулирует без особого труда.
У кого возникли затруднения советую заглянуть в учебник 7 класса (под ред. Л.Н. Боголюбова) и перечитать § 3 "Почему важно соблюдать законы".
Своим студентам (на методике обществознания) я всегда говорила, что на уроке ученик должен узнать что-то новое.
Поэтому необходимо дополнить характерные черты, которые сформулировал школьник:
Как понять, что материал усвоен?
Для этого попросите ребенка применить знания. Самый простой путь, который не требует никаких усилий и затрат с Вашей стороны – это предложить ему составить:
1) на основе двух определений (см. рис. 4 и 5) своё;
2) несколько предложений с использованием термина "нормативно-правовой акт".
На ЕГЭ такие задания встречаются в № 23 и № 25.
О видах нормативно-правовых актов я расскажу в следующей статье.
Удачи в подготовке! Спасибо, что дочитали.