Найти тему

Мария Александровна Ульянова - Мать с большой буквы. Часть 1: происхождение, детство и юность

фото с сайта  lkprf.ru
фото с сайта lkprf.ru
Тема семьи Ульяновых оказалась актуальной. И это понятно - ведь "все мы родом из детства".
Как уже выяснилось из рассказа об отце Ульяновых - Илье Николаевиче - его практически не бывало дома. Значит, несмотря на свои педагогические таланты, отец занимался детьми нечасто.
Главным педагогом и воспитателем Александра, Владимира, Дмитрия и их сестер Анны и Марии была мама .

Сейчас я расскажу вам коротко, но с самыми интересными подробностями. о происхождении и жизни Марии Александровны Ульяновой.

А сперва - давайте внимательно вглядимся в ее лицо. Классические, правильные черты лица - тонкий нос, высокий лоб, аккуратные дуги бровей, решительный подбородок. Глаза глубоко посаженные, смотрят пристально. Ничего такого сиропно-милого, в стиле "богородицы", как любили изображать мать вождя в советские времена. На портретах в старости, кстати, вид еще более суровый. Что же она была за человек, Мария Ульянова, урожденная Бланк?

Мария Бланк - происхождение

Дедушка и бабушка Марии с отцовской стороны - Моисей Давид Бланк (1763 - 1852 годы) и Марьям Фроимович (1763 - 1834 годы), как можно догадаться, по национальности были евреями, жили в Староконстантинове, что на Волыни. Моисей, впрочем, своим иудейством явно тяготился и отношений с общиной практически не поддерживал. Дедушка Моисей был человеком обеспеченным - у него в Староконстантинове был собственный дом, торговая лавка и надел земли, который он небанально засевал цикорием.

У Моисея было несколько детей, одним из низ был Израиль (1799 - 1970) - отец нашей героини.

В 1808 году в Староконстантинове произошел пожал - горели дом и лавка Моисея Бланка, по всему видать постарались любимые соплеменники.

Бланки переезжают в Житомир и там живут тихо, как приличные евреи до 1835 года, когда умирает бабушка Марьям. Дедушка Моисей тут же подает прошение о выходе из иудейской веры и крещении в Православие. В этом же году он становится Дмитрием Бланком, простым россиянином.

Судьба его сына (отца Марии) еще более экзотична, Я удивляюсь , почему до сих пор никому не пришло в голову снять на эту тему исторический сериал?

В 1816 году два брата Бланк - Абель и Израиль - зачисляются в уездное (поветовое) училище и в 1820 году с отличием его заканчивают.

В том же 1820 году (жива еще жена Моисея Марьям, при которой никто из иудейства выходить не решается) - в Житомир прибывает из Петербурга правитель дел так называемого «Еврейского комитета» сенатор и поэт Дмитрий Осипович Баранов. Новость тут же становится известной всему Житомиру и Моисей Бланк добивается аудиенции у сенатора Баранова. Во время беседы, еврею удается убедить русского в том, что его двум способным мальчикам по пути с русскими и они принесут немало пользы Российской империи.

Баранов организует переезд Абеля и Израиля в С-Петербург, где они тут же подают прошения о переходе в православие, крестятся и становятся Дмитрием и Александром. Отец же их принимает крещение только после смерти любимой Марьям, в 1835 году, когда он уже стал дедом.

Еврейская национальная одежда,  рисунок найден в открытом доступе сети Интернет
Еврейская национальная одежда, рисунок найден в открытом доступе сети Интернет
Еще несколько слов о дедушке Моисее.
В 1845 году он подает докладную записку императору Николаю Первому, в которой пишет о необходимости ассимиляции еврейского населения в общий "плавильный котел" российской нации.
С этой целью он предлагает запретить евреям ношение национальной одежды а раввинов обязать молиться в синагогах за Императора и всю его семью.
Записка Моисея - Дмитрия не осталась без последствий. В 1850 году в России законодательно запретили ношение еврейской национальной одежды, а в 1854 году ввели соответствующий текст молитвы.
Большинство исследователей считают это признаком неприязни Дмитрия Бланка к своим еврейским корням. Мне же больше кажется, что как умный и практичный человек, он считал, что ассимиляция евреев послужит как для облегчения их положения (не будет основы для расовых ограничений), так и для пользы страны в целом.

Вернемся к Израилю, простите, уже Александру Дмитриевичу Бланку. В 1824 году он заканчивает с отличием Медико-хирургическую академию и в 1825 году - начинает государственную службу в качестве штатного врача столичной полиции. В 1828 году (Александру Дмитриевичу уже 29 лет) его производят в штаб-лекари.

Дедушка и бабушка Марии с материнской стороны. В начале тридцатых годов 19 века (еще жив Пушкин! И Александр Дмитриевич вполне мог его хотя бы видеть...) молодой перспективный доктор Александр Бланк знакомится с петербургским чиновником Иваном Федоровичом (Иоганном Готлибом) Грошопф - консулентом Государственной Юстиц-коллегии Лифляндских, Эстляндских и Финляндских дел.

Иван Федорович - этнический немец, выходец из Северной Германии. Его супруга - Анна Карловна - в девичестве Эстедт - была шведкой, лютеранкой, из богатой купеческой семьи. Жили Эстеды в городе Упсала а потом переехали в Петербург.

Детей в семье Грошопф было восемь: сыновья - Иоганн, служивший в русской армии, Карл - вице-директор в департаменте внешней торговли министерства финансов, Густав, заведовавший рижской таможней, и пять дочерей - Александра, Анна, Екатерина (по мужу - фон Эссен), Каролина (по мужу - Биуберг) и младшая Амалия.

Александр Дмитриевич сделал предложение Анне Ивановне, и вот уже в конце 1829 года создалась новая крепкая российская семья - еврей Александр Бланк женился на полу-немке полу-шведке Анне Грошопф. Родным языком в семье был, разумеется, русский. Но одновременно с ним все отлично знали немецкий, французский и "до кучи" английский - будущий язык международного общения.

У Александра и Анны Бланк родилось пятеро детей: сын Дмитрий (1830 год), дочери Анна (1831 год), Любовь (1832 год), Мария (1835 год) и Софья (1836 год).

А в 1838 году Анна Бланк неожиданно тяжело заболевает (вот он, петербургский климат) и умирает. Александр Бланк остается с пятерыми детьми, младшей из которых всего два года, на руках.

Санкт-Петербург, картина 1849 года
Санкт-Петербург, картина 1849 года

Александр Бланк, окончание. Бывший местечковый еврей становится российским потомственным дворянином

Молодой многодетный вдовец Александр Бланк принимает неординарное решение - он переводится в глубинку, но с повышением по службе и, судя по всему, со значительным повышением в жаловании. Бланки уезжают в Пермь, оттуда - в Златоуст. где Александр Дмитриевич служит заведующим госпиталем Юговского казенного завода. В сентябре 1845 года Александр Бланк назначается врачом Златоустовской оружейной фабрики, а с 21 мая 1846 года занимает должность медицинского инспектора златоустовских госпиталей.

Интересно: из С-Петербурга Александр Дмитриевич уезжает не один, а вместе со свояченицей - родной сестрой покойной Анны Екатериной, к тому времени тоже овдовевшей. Екатерина становится воспитательницей детей Бланк и верной спутницей Александра Дмитриевича до самой смерти, хотя официально оформить свои отношения они не могли. Очевидно, свою роль сыграло то, что они были хоть не кровными, но родственниками.

В 1847 году доктор Бланк оставляет казенную службу, они с Екатериной Ивановной на паях покупают в Казанской губернии имение Кокушкино. Советские исследователи биографии вождя пишут "деревенька", "именьице", "сельцо" и так далее. На самом деле это было крупное доходное поместье - 462 десятин земли (503,6 га), с водяной мельницей и 39 крепостными крестьянами. Забегая далеко вперед, скажу что после смерти Ильи Николаевича, доходы от имения, наряду с пенсией "по потере кормильца" составили приличную сумму, позволявшую ВСЕЙ семье жить не работая долгие годы.

В 1859 году Александр Дмитриевич Бланк получает права потомственного дворянства - Сенат утверждает его и его детей в потомственном дворянстве. Они были занесены в книгу Казанского дворянского депутатского собрания. Помните, мы говорили о том, что Мария Бланк познакомилась с Ильей Николаевичем Ульяновым в 1861 году - тогда она была уже настоящей потомственной дворянкой.

Осталось рассказать еще немного - про первые годы жизни Марии Александровны до встречи с Ильей Николаевичем.

После отьезда из Петербурга в 1839 году, половину детства Мария и ее сестры проводят на Урале . Климат тоже суровый, но значительно суше и здоровее, чем в Петербурге.

Кокушкино, господский дом. Настоящий дом сгорел в 1902 году, это позднейшая реконструкция
Кокушкино, господский дом. Настоящий дом сгорел в 1902 году, это позднейшая реконструкция

С 12 до 26 летнего возраста Мария проводит в Кокушкино. Много занимается с теткой-мачехой музыкой, литературой и иностранными языками. Сказывается еврейская и немецкая кровь - всех сестер, и Марию, разумеется тоже, учат вести домашнее хозяйство. Поскольку живет семейство в условиях "натурального хозяйства" - девочки рано учатся не только сами убирать свои комнаты и держать в чистоте свою одежду - они знают как и из чего варится обед, видят труд крестьян.

Недаром, уже в Нижнем Новгороде и Симбирске знакомые Ульяновым дамы будут удивляться (и даже немного негодовать на "скаредность") расчетливости и экономности, с которыми Мария Александровна ведет домашнее хозяйство.

Есть забавная легенда (интересно, что пустила ее "Товарищ Инесса" - мадам Арманд) что якобы до замужества за Ульяновым Мария Бланк успела побывать во фрейлинах супруги Александра Второго Марии Александровны (вот так совпадение!) и даже родила от него сына Александра, знаменитого террориста.

Легенда, разумеется, делает честь фантазии Инессы Арманд, но "липа" с начала до конца. Во-первых , первым ребенком Ульяновых была дочь Анна (1864 год) , а Александр родился в 1866 году. Во-вторых, замужние женщины фрейлинами быть просто не могли. В-третьих (возможно - в основных) : никаких сведений о фрейлине Марии Бланк или Марии Ульяновой в дворцовых архивах не значится.

Просто советские историки никак не могли понять - что так долго делала взрослая молодая женщина в деревне?

Ранее на эту тему: Илья Николаевич Ульянов - добрый гений народного образования 19 века и отец государственных преступников

Источники: Шагинян М. С. Билет по истории. М., 1938. С. 28. Ульянова О. Д. Родной Ленин (Владимир Ильич и его семья). — М.: ИТРК. — 2002. — С. 19—20. — ISBN 5-88010-144-4. Штейн М. Г. Ульяновы и Ленины : Семейные тайны. СПб.: Изд. дом «Нева», 2004. С. 101.

Продолжение следует......

А что вы об этом думаете?

-5

Канал "Исторические портреты" - только факты в доступной увлекательной форме о людях минувшего. Подписывайтесь на канал, ставьте "лайк" и делайте репосты в соцсетях. Канал "Исторические портреты" - ваш верный помощник в море истории и культуры нашей страны