Найти тему
Звонкий Талер

Яркие образы - грандиозные шоу! (Метал "взрывает" сцену)

Пожалуй, любое музыкальное выступление в той или иной степени театрализовано. В опере - это богатые костюмы и декор, проникновенный вокал. В балете - возведённая в абсолют хореография. Эстрада "берёт" разными блестящими побрякушками и перьями в... голове. Собственно, что я тут распространяю такую банальщину - всем это и так известно.

А веду я разговор, друзья-читатели, к тому, что своего апогея эта театральность музыкальных представлений достигает в рок-выступлениях! Вся она - в горящих на сцене гитарах Хендрикса. В огромной надувной свинье Флойдов, испускающей из пасти над сценой "дым", а "огонь" - из своих очей. В мистических "кладбищенских" образах Элиса Купера, который не побоялся такой "игры со смертью" и стал образцом для целой армии своих последователей в таких направлениях как глэм, хард и метал.

Грандиозное Fire-Show на выступлениях Киссов присутствует всегда!
Грандиозное Fire-Show на выступлениях Киссов присутствует всегда!

Вот, яркие образы и грандиозные шоу с "тяжёлой" музыкой во главе нас и будут интересовать в первую очередь. А начнём мы, пожалуй, с американской хард-рок-сцены, которая всегда тяготела к глэму. Скорее, даже не тяготела, а срослась с ним вплоть до взаимопроникновения. И ярчайшим представителем такой сцены всегда была группа Kiss. Её концерты включали в себя множество разных трюков и уловок. Например, Джин Симмонс плевался "кровью" (смесью йогурта, соков и пищевых красителей), взлетал при помощи тросов или "дышал огнём" (набирал в рот керосина и выпрыскивал его на горящий факел); у Эйса Фрейли, во время его виртуозных соло, из концертной светящейся гитары испускались, по-отдельности, искры и дым (задействовались фейерверки, скрытые в грифе, и дымовые шашки, скрытые в звукоснимателях гитары); Питер Крисс поднимался в высоту вместе с ударной установкой, испускающей искры; Пол Стэнли исполнял сложные прыжки на своих 20-сантиметровых платформах и разбивал гитары. Всё это шоу было обильно "сдобрено" пиротехническими взрывами!

Группа Кисс в "боевом раскрасе"
Группа Кисс в "боевом раскрасе"

Добавляли зрелищности и сценические образы участников коллектива: Джин Симмонс "примерил" на себя личину и крылья "демона", Питер Крисс получил "кошачью" маску, Эйс Фрейли надел "скафандр" космического странника, а Пол Стэнли, не мудрствуя лукаво, изобразил вокруг своего правого глаза лаконичную чёрную звезду.

Много коллективов породила собой американская хард-глэм сцена. Кто-то, как Mötley Crüe, был всего-лишь более "причёсанным" и одновременно более жёстким "клоном" Кисс, а кто-то, может быть и в некоторый ущерб зрелищности, исполнял интересную и глубокомысленную музыку, как W.A.S.P. Мы же с вами, друзья-читатели, пока "покидаем" штатовскую сцену и "отправляемся" в Европу, чтобы поглядеть, как там обстоят дела со зрелищностью и грандиозными шоу!

Если в США "крёстным папой" для тамошнего глэма (а, отчасти, и харда) стал старина Купер, то в Европе (в Британии) первым поедать на сцене летучих мышей и откусывать беззащитным цыплятам головы стал "великий и ужасный" Оззи Осборн в составе коллектива Black Sabbath. Надо сказать, и костюмы у Оззика были соответствующими образу - с отделкой в виде крыльев на рукавах! Но Осборн - только один из родоначальников подобной "традиции" в концертных выступлениях. Был другой очень талантливый парнишка из Дании, который пошёл в своих творческих экспериментах (включая таковые и с образом) гораздо дальше...

Этим парнишкой был Ким Петерсен, а создать ему вокруг себя удалось целую мистическую вселенную из неповторимых образов, музыки и концертов. Свою первую известность Кинг Даймонд (сценический псевдоним Кима) получает в метал-команде Mercyful Fate, а закрепляет - уже в коллективе имени себя.

Один из ранних образов и примеров "боевого раскраса" Кима Петерсена!
Один из ранних образов и примеров "боевого раскраса" Кима Петерсена!

За свою творческую жизнь старина Даймонд не единожды менял свой сценический образ (включая грим). Эволюционировав от кожаных жилеток и чёрных плащей с алым подбоем до длиннополого сюртука, чёрной водолазки "под горлышко" и классического цилиндра (этакий добропорядочный датчанин поры XIX века, если б не зловещий грим!). Завершает современный образ музыканта микрофон, встроенный в "перекрестье" костей (как утверждает Кинг, человеческих, натуральных - про что можно писать отдельную историю!). Современный образ в клипе:

Концертные выступления группы King Diamond - это разворачивающиеся "вживую" истории с его концептуальных альбомов. Эти истории щедро украшены сценическими декорациями. Причём, эти декорации не просто некий "фон", они, как и члены коллектива, активные "участники" действа! Собственно, это надо видеть. У дядьки Даймонда мало официального материала, опубликованного с концертов (он, как и любой перфекционист, не стремится к "дешёвой" славе, а тщательно отбирает только самое лучшее для своей публики). Поэтому, Интернет пестрит "бутлегами" - записями из зрительского зала, а не официальными "живыми" видео. Ниже я опубликую один такой бутлег из Швеции (рекомендую его только ярым почитателям творчества Кинга, которые сдюжат любое качество исполнения от своего кумира):

Что ж, хоть Kiss и King Diamond - ярчайшие шоумейкеры, но не единственные. Многие идеи, которые они заимствовали у Купера с Осборном и развили их, будут заимствованы позже у самих Киссов и Даймонда и получат развитие на современной "экстремальной" сцене представителями Black-Metal-андеграунда, дэтграйндерами типа The Berzerker и другими командами...

Но, это уже повод написать другую статью в развитие темы, скажем, через неделю - в следующее воскресенье. И положить начало новой еженедельной рубрике "Яркие образы - грандиозные шоу!".

Звонкий Талер.