Найти в Дзене
Личности в истории

Виктор Люстиг: величайший мошенник XX века

Оглавление

Граф Виктор Люстиг, возможно, был самым успешным мошенником XX века. Из эпохи Великой депрессии. Этот элегантный мошенник ускользал от служителей закона как угорь, обманывал прожжённых властителей мира как лисица. Газеты описывали его как «книгу рассказов». Сегодня мы помним его как Виктора Люстига, человека, который продал Эйфелеву башню.

Источник: Яндекс Картинки
Источник: Яндекс Картинки

Богемская рапсодия

Граф Виктор Люстиг родился 4 января 1890 г. в аристократической австро-венгерской семье. Его местом рождения был город Гостинн, тогда часть провинции Богемия. Или, по крайней мере, это одна из историй, которые он рассказывал.

Человек, который будет известен как Виктор Люстиг, Роберт Миллер и более 40 других псевдонимов родился где-то в 1890 году, где-то рядом с границей между Чехией и Польшей.

С одной деталью мы все можем договориться: он был богемный, в обоих значениях этого слова. Он определенно пришел из земли Богемия, и он вел образ жизни, который можно описать как «богемный». А как называется столица богемного образа жизни? Конечно Париж! Отсюда и поведем рассказ о нашем главном герое, которого я собираюсь называть «Виктор» отныне.

Очень мало известно о детстве и подростковом возрасте Виктора. Но мы можем с определенной степенью уверенности говорить, что он жил в Париже примерно в 1908 и 1909 годах. Возможно, он учился в университете, что тогда подтверждает версию о его происхождении из среднего класса. Но, видимо, он потратил немного времени на изучение наук. Его явно больше привлекала разухабистая жизнь и безграничное веселье. Особенно если еще и переспать с любимой девушкой другого человека. Когда Виктору было 19 лет, в схватке с ревнивцем он схлопотал шрам на левой щеке, который останется видимым на всю оставшуюся жизнь.

Богемный образ жизни Виктора оставил прочный след на нем, хотя и более метафорический. В эти формирующие личность годы Виктор выучил несколько языков, включая английский, французский и итальянский. Что еще более важно он начал совершенствовать свои навыки зарабатывания денег - не на той стороне закона, конечно. Начинал как карманник, затем поднялся до грабителя и вскоре получил степень «магистра по мошенничеству». Особенно удавались ему карточные фокусы.

Через океан

Очистив карманы многих парижан, Виктор перешел на новый уровень: стал мошенником на борту круизных лайнеров. Между 1909 и началом Первой мировой войны начались путешествия через Атлантику. Из Франции в Нью-Йорк и обратно. Выбирая своих жертв среди пассажиров 1-го класса. Именно в этот период он создал свою самую известную персону - графа Виктора Люстига, дворянина из обедневшего королевства Богемии. Он приобрел комплект хорошо сшитой одежды и изменил свои манеры, чтобы казаться богатым и аристократичный, но никогда не хвастливый и не высокомерный. И важнее всего: человек внушающий доверие. Несмотря на то, что ему было чуть больше двадцати, мог убедить своих будущих жертв, что он бродвейский продюсер, ищущий инвесторов в новое ослепительное музыкальное шоу. Создание аристократичного образа не произошло по волшебству. За этим стояла случайная встреча Виктора с Ники Арнштейн во время одной из поездок через Атлантику. Ники Арнштейн - американский профессиональный игрок и мошенник, известный также тем, что был мужем актрисы Фанни Брайс. Ники и Фанни теперь помнят как главных героев фильма «Смешная девчонка» с Барброй Стрейзанд.

Приключения в Америке

Когда разразилась Первая мировая война, трансатлантические путешествия для богатых стали менее частыми и более опасными. В некотором смысле подводные лодки ответственны за следующий этап в карьере Люстига. Мошенник обосновался в США, главным образом в Канзас-Сити. Как всегда, подробности его жизни в этот период отрывочны и ненадежны, но мы знаем некоторые любопытные моменты.

В это время Виктор начинает сотрудничать с помощником, известным как «Даппер» Дэн Коллинз. Основную аферу Виктора и Даппера Дэна называли «румынской денежной коробкой». Это была обычная коробка, в которой находился сложный механизм с роликами и циферблатами. Если в нее положить банкноту, скажем, 100-долларовую купюру, а затем вставить несколько химикатов, то устройству потребуется 6 часов, чтобы напечатать идентичную копию ваших денег. Настолько реалистично, что ни один кассир банка не сможет идентифицировать ее как поддельную. После 12 часов восстановительного периода румынская коробка была вновь готова напечатать следующую купюру. Мошенничество было хитроумным, но блестящим:

Шаг первый: собираем несколько 100-долларовых банкнот из банка, убедившись, что все их серийные номера являются последовательными.

Шаг второй: изменяем банкноты так, чтобы у них у всех был один и тот же серийный номер.

Шаг третий: оставляем одну купюру для демонстрационных целей, а затем вставляем другие банкноты в машину.

Шаг четвертый: затем находим свою жертву и заинтересовываем их машиной.

Шаг пятый: теперь показываем, как работает румынская коробка. Потратьте шесть часов времени ожидания с вашими жертвами. Отобедайте. Вино и очарование своей личностью.

Шаг шестой: открываем коробку и - вуаля! Теперь есть две банкноты! Как здорово, что ваши деньги удвоились.

Шаг седьмой: чтобы еще больше убедить жертву, относим деньги в банк и вносим на только что открытый счет. Наблюдаем, как доверчивые люди задыхаются и удивляются, когда кассир банка не понимает, что это фальшивые деньги!

Гранд финал: продаем румынскую шкатулку, как свое изобретение за каких-нибудь 10000 долларов. Это же все-таки окупится! Пока наивные жертвы ждали 12 часов машину, чтобы «остыла», прежде чем они снова ее используют, Люстиг и Коллинз переезжают в другой город.

Гениальная идея операции заключалась в том, что никто не будет сообщать о мошенничестве, поскольку это будет признанием личного желания заняться фальшивомонетничеством.

Подобная афера, в том смысле, что она использовала всё те же нечистоплотные склонности жертвы, имела место в Монреале в начале 1920-х гг. Здесь Виктор завоевал доверие богатого банкира по имени Линус Мертон, сначала украв его кошелек, а затем вернув в целости и сохранности. Затем он заманивает его в мошенничество со ставками на скачках. Виктор сказал, что его двоюродный брат Эмиль имеет возможность на одну минуту задержать телеграфные сообщения, передающие результаты скачек. Эта важная минута позволит Виктору и Мертону всегда делать выигрышные ставки. Люстиг убедил банкира сделать ставку на колоссальные 30 000 долларов. Не удивительно, что Люстиг с двоюродным братом тут же исчезли из Канады. Опять же, жертва, предчувствуя, что её саму обвинят в нарушении закона, отказывается идти в полицию.

Продолжение следует