Найти тему
Алекс Громов ПЕРСИЯ

Ксеркс, опередивший время

Древний персидский царь Ксеркс обеспечил нам кое-что актуальное и сейчас. Ну, например, без него не было бы марафона - а этим словом называют не только забег на 42 км, но и множество всяких челленджей. Слово удобное и емкое! Да и с меметичным "Это Спарта!!!" тоже без него не обошлось. Это же был его, Ксеркса, поход на Грецию, когда античные герои дрались при Марафоне и насмерть стояли в Фермопильском ущелье.

И, конечно, дивная история о самодержце, возомнившем себя настолько превыше любых земных законов, что он повелел стегать плетьми море, разметавшее его понтонный мост.

-2

Но с именем Ксеркса связано и создание одного из самых популярных хитов современной оперной сцены. Причем оценили его далеко не сразу - только в наши дни. В 1738 году предание о Ксерксе и его любимом платане вдохновило композитора Генделя на создание произведения, которое теперь считается одной из вершин во всем его творческом наследии. Речь идет об открывающей оперу «Ксеркс» арии персидского царя – «Ombra mai fu» («Листья нежные, густые…»). По замыслу авторов либретто Ксеркс поет эту арию, обращаясь к тому самому великолепному дереву. Причем вся партия Ксеркса была написана композитором в расчете на лучшие голоса своего времени – кастратов-сопранистов. А построение оперы было настолько новаторским, что современники Генделя не смогли оценить этот шедевр. Прошло время, использованные Генделем короткие арии и быстрая смена лирических и комических эпизодов оказались тем, что нравится публике больше всего. Но уже не стало голосов, способных исполнять подобные партии. Пока в ХХ веке не научились ставить голос контратенор. Хотя ария Ксеркса у платана настолько великолепна, что ее исполняют обладатели самых разных певческих голосов.