Найти тему
no conception

Жертвенность или бескорыстие?

Жертвенность есть лицемерие. Любая жертва приносится для того, чтобы быть оцененной, чтобы человек мог получить что-то взамен, но преподносится как бескорыстие. В этом и заключается лицемерие. Истинное бескорыстие не требует ничего взамен, оно не ждет оценки и наград, ибо счастье для дающего заключается уже в самом процессе. Он не ждет ничего взамен, потому что получает все, что ему нужно, сразу же. Он никогда не упрекнет другого в том, что пожертвовал чем-то ради него, многое ему отдал, а тот не оценил. Если это вас волнует, и при этом вы считаете себя бескорыстным человеком - вы врете сами себе. Ни одна жертва никогда не будет оценена по достоинству, потому что в ней всегда заложены завышенные ожидания. Если вы дарите кому-то дорогой подарок, откладываете деньги, во всем себя ущемляя, а взамен ожидаете бесконечной благодарности и особого отношения к себе - это не бескорыстие. Вы скажете: "как же, я ведь не жду ответного подарка". Не важно, чего вы ждете - ответной реакции в материальном эквиваленте или в любом другом. Если вы ее ждете, если вы упиваетесь собственной жертвенностью, а потом обвиняете людей в неблагодарности - это не бескорыстие. Если вы дарите подарок просто потому, что вам хочется это сделать, потому что знаете, что это принесет другому человеку радость, и в одной этой радости заключается ваше счастье - вы никогда не будете считать, в чем вы себе отказали, чтобы сделать этот подарок. Потому что вы сразу получили все, что вам было нужно.

Раньше мне казалось, что все люди по своей природе эгоисты, даже те, кого принято считать альтруистами. Даже те, кто занимается благотворительностью, помогает людям и животным и т.д. Потому что помогая им, они помогают себе – справляются с тревогой, повышают самооценку (им комфортнее жить с осознанием, что они молодцы) и т.д. и т.п. То есть что бы ни сделал человек, он получает от этого собственные выгоды (не обязательно в плохом смысле этого слова), а значит делает это для себя.

Не скажу, что сейчас я кардинально изменила свое мнение – по сути, все так и есть. Но существует небольшой нюанс: чему служит то, что мы получаем от своих добрых поступков. Если это служит удовлетворению нашего Эго ("я хороший", "мной будут восхищаться") и т.д. - да, это эгоизм. Если в самом совершаемом акте добра для вас уже содержится награда – это тоже эгоизм (исходя из концепции, что НЕэгоистов не существует) – награда ведь есть. Однако такая форма эгоизма – наименее токсичная из возможных его форм.

Если же пойти дальше, и представить, что мы делаем что-то, что считаем благом для другого, при этом наступая на горло себе и своим желаниям – то это уже жертвенность, о которой шла речь в предыдущем посте. И чем сильнее наступили, тем более весомую ответку мы будем ждать взамен. А не получив, начнем обвинять других в том, что они нас, таких прекрасных и бескорыстных, не оценили по достоинству.

НЕ НУЖНО, более того, НЕВОЗМОЖНО делать что-то для другого в ущерб себе. Если это действие не является самоцелью – не делайте, иначе разочарование неизбежно. Почему невозможно? Да потому, что если вы ощущаете это как "в ущерб себе", если ваши истинные желания вступают в конфликт с этими действиями, но вы продолжаете их совершать просто потому, что другому так якобы будет лучше – вы врете сами себе. Если лучше другому не = лучше вам, значит это не бескорыстие, а жертвенность, значит вы ждете ответку, которая вас никогда полностью не удовлетворит, и винить в этом вы будете другого – того, кто даже не просил ни о каких жертвах. Другой человек может и не увидеть разницы между жертвенностью и бескорыстием и не подозревать, что вы ждете расплаты за вашу жертву.

А вообще, все это было к тому, что бескорыстных и жертвенных принято стричь под одну гребенку. Когда-то такое поведение было предметом восхищения, позже стало поводом пожалеть человека и сказать, что «так нельзя, подумай о себе!» Так вот, что я хочу сказать: жертвенным людям действительно живется несладко, потому что они не честны ни с собой, ни с другими, все время чего-то ждут от других и никогда этим не удовлетворяются. Но не жалейте и ни в коем случае не пытайтесь исправить или переубедить тех, кто готов действительно бескорыстно делать что-то для другого. Они бесконечно счастливы и безгранично правы. Не трогайте их.