Найти тему
Алекс Громов ПЕРСИЯ

Как сын солдата стал царем царей

Последнего персидского шаха из династии Каджаров – Ахмад Шаха - многие современники считали трусливым и бесхарактерным лицемером, любителем развлечений, а не властным и харизматичным владыкой, который был нужен Персии в те годы невзгод и испытаний. Ведь начало ХХ века выдалось бурным и сложным. Ахмад Шах (на фото выше рядом с ним стоит Реза-хан, который отнимет у него корону) не имел реальной власти и с удовольствием проводил время в Европе (отправившись туда после окончания Первой мировой войны на 8 месяцев, а в следующий раз – уже на 10 месяцев), тратя, как и его шах-дед, на эти путешествия крупные средства, полученные от иностранных компаний.

-2

Но уже к концу 1920 года англичане приняли решение о выводе своих войск и инструкторов с территории Персии и в итоге в стране не осталось единой реальной силы, способной контролировать столицу и провинции. Для этого нужен был тот, кто смог бы подчинить как разрозненные в то время подразделения персидских вооруженных сил и взять под контроль аппарат Тегеранского правительства, а затем – и губернаторов провинций, а позже – предводителей племен, не желающих считаться с центральной властью.

Таким вождем стал Реза-хан, который был 20 февраля 1921 года был официально назначен командиром Персидской казачьей дивизии. Через несколько часов под его командованием дивизия двинулась на Тегеран.

Следует отметить, что Персидская казачья дивизия (первоначально - бригада) была создана, когда власть династии Каджаров казалась несокрушимой. Тогда страной правил Насреддин-шах, который однажды, будучи с визитом в Российской империи, впечатлился великолепной выучкой и красочной формой казачьего Конвоя Его Величества. И пожелал иметь столь же замечательное воинское формирование, просил прислать в Персию инструкторов. Что и было исполнено - казаков набирали из местных, офицеры были русские.

-3

Реза-хан начал службу рядовым, продвигался успешно. Его отец, кстати, был простым солдатом, но однажды ему выпало конвоировать на казнь убийцу Насреддин-шаха. Но одна лишь военная карьера хоть и была сама по себе немалым успехом для солдатского сына, не могла удовлетворить честолюбие в условиях, когда совершались немыслимые потрясения и открывались небывалые возможности. Есть мнение, что идею государственного переворота ему подсказали англичане. Но Реза-хан не собирался быть чьей-то марионеткой.

Войдя в Тегеран, казаки взяли город полностью под свой контроль, и прибывший в столицу вместе с Реза-ханом публицист и общественный деятель Сеид Зия (Сеид Зияэддин Табатабаи), поддерживавший тесные связи с англичанами, был принят испуганным шахом и назначен премьер–министром (Реза-хан – военным губернатором). Новое правительство (получившее название «Черный кабинет») подписало договор с Советской Россией, получив тем самым большинство концессий Российском империи.

-4

Правительство Сеид Зия, опубликовав декларацию о «борьбе против аристократов» и начав проводить в провинциях аресты тех, кто выступал против него, вызывало волну возмущения и поэтому просуществовало менее ста дней и было отправлено шахом (и де-факто разочаровавшемся в Сеид Зия Реза-ханом) в отставку. В апреле 1921 года Реза-хан официально стал военным министром. Успешно подавив повстанческое движение в Гиляне и восстание курдов, расправившись с недовольными низким жалованием нефтяниками, Реза-хан постепенно взял под контроль не только столицу, но большинство провинций. В Тегеране сменилось несколько правительств, пока 26 октября 1923 года шаху не пришлось, выполняя волю Реза-хана, назначить его премьер-министром.

Расправившись с оппозицией, Реза-хан решил официально получить всю власть в стране и в конце 1925 года междлис на своем заседании 80 голосами из 85 присутствовавших проголосовал за низложение Ахмед-шаха Каджара и всей Каджарской династии. Это решение было записано и положено на серебряный поднос, который вручили Реза-хану. 15 декабря 1925 года он был провозглашен шахом Персии, 25 апреля 1926 года состоялась коронация Реза-хана под именем Реза-шаха Пехлеви.

-5

Пришедший когда-то в Персидскую казачью бригаду неграмотным подростком Реза-хан достиг наивысшего положения из возможных. При этом многое в его характере осталось с тех времен, когда он только начинал свой путь наверх. Реза-шах до последних дней любил укрываться вместо одеяла «николаевской» русской шинелью. И охотно цитировал наизусть Пушкина.