Найти тему
ФИЛЬМентариум

Обзор фильма "Время прощания"(2005): Если завтра - умирать?

Фильм знаменитого Франсуа Озона. Вторая картина его условной трилогии о смерти. Завораживающая и волнующая история человека, пытающегося примириться с собственными демонами накануне безвременного ухода.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Ненадолго отвлекшись от фотосессий, кокаина и разврата, молодой фотограф Ромен сходил к врачу и выяснил, что у него опухоль мозга, жить осталось всего ничего. Ромен отказывается от лечения, проходит стадии принятия и старается понять, какие выводы надо сделать из этой ситуации. Он вспоминает детство, ищет отражения своей боли в близких людях, но они не так близки, как хотелось бы. Сестра, родители, бойфренд, как выясняется – чужие. И только бабушке Ромен открывает тайну своего, уже определенного, будущего. Ведь она тоже одной ногой в могиле, а значит, сможет понять Ромена лучше других.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Герои Озона часто страдают от ужаса бытия, но вот во «Времени прощения» экзистенциальный кошмар героя – основа всего фильма. Страх волнами льется с экрана, статичная картинка демонстрирует непроницаемое лицо фотографа, но зритель слышит бесконечный вопль отчаяния. И, чем глубже Ромен уходит в себя, уподобляется камню, тем сильнее ощущается инфернальный огонь, который выжигает его изнутри. Но фильм не только о страхе. Это еще и размышление над тем, кого именно оплакивает человек, готовый сойти в могилу – себя нынешнего или себя будущего? Может быть, себя прошлого?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Образ кучерявого мальчугана, которым когда-то был модный фотограф, то и дело возникает перед внутренним взором героя – и этого мальчика, конечно, жалко. Ромен много плачет, тихо истерит и паникует – но его не жалко совсем. Однако, Озон не настолько жесток, чтобы отказать своему герою в прощении и утешении.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Поток сознания героя все-таки разворачивает время вспять, дает ему вернуться в то мгновение, когда смерти не существовало – как и ужасных экзистенциальных размышлений. Конечно, это возвращение носит чисто символический характер, но и в таком виде оно дает робкую надежду на то, что страх когда-нибудь уйдет.

Спасибо, что заглянули! Мы любим кино и любим о нем писать. Всегда рады лайкам и новым подписчикам!