Сериал «Пора тревог девичьих» стал интересным примером школьной романтики в новом сезоне. Через историю 5 героинь автор показывает нам все виды любви. Давайте попробуем их классифицировать и соотнести с другими классификациями.
Кадзуса — любовь-дружба
Персонаж представляет классический пример старой дружбы, которая плавно переросла в любовь. Аристотель считал такой вид отношений наиболее крепким и доверительным. Неудивительно что персонаж является условно центральным в повествовании, но наименее простым с точки зрения глубины персонажа. Обычная семья, обычная школьная жизнь, обычные друзья, обычное для школьницы отношение к окружающему миру.
Ещё один центральный персонаж — Хонго, автор эротических романов для подростков, которая сама при этом ничего не знает об отношениях и может лишь пытаться наивно описывать взрослую страсть. На фоне низкой самооценки и неудач на работе она начинает преследовать своего учителя и с каждым шагом совершает всё более безумные поступки, которые подогреваются ревностью.
Сама о себе говорит как об аутсайдере или «лузере» — это помогает ей в творчестве. Хонго собственной персоной представляет популярный сейчас жанр подростковой лёгкой литературы, авторы которой также помолодели за последние несколько десятков лет. С началом 21 века часть такой литературы переместилась на мобильные платформы, так что её также называют «кэнтай-дэнва» — литература для мобильников.
Момоко — гомосексуальная любовь
Момоко в списке членов литературного кружка наиболее интересный и сложный персонаж для классификации, так как фактически её отношения в сериале не показаны. Столкнувшись с первыми неудачными отношениями по различным причинам она потеряла веру в противоположный пол и признаётся будто бы ей «вроде как нравятся девочки».
Для японского общества такие отношения в раннем возрасте являются вполне нормальными, так что если связать этот вид любви с литературным кружком, можно говорить о классическом сюжете из романов «Эсу» - жанра первой половины 20 века, в котором описание концентрировалось именно на подчёркнуто платонических отношениях между ученицами школ. Этот жанр стал родоначальником жанра «сёдзе-ай» и мотивов школы в нём, который изначально имел второстепенное значение в угоду историческим декорациям. Автор не говорит это прямо, но, фактически, это единственный персонаж, который остаётся без пары, оставляя зрителю пространство для разного рода догадок.
Сугавара — эрос
С точки зрения литературы, в первой половине аниме Сугавара — типичная «femme fatale», роковая женщина, обольстительница, которая встаёт на пути у спокойных отношений Кадзусы. Сугавара стоит особняком в клубе, Кадзуса даже называет её не иначе как 菅原氏, то есть «госпожа Сугавара». Возможно, свою роль играет уважение японцев к знатным фамилиям. «Сугавара» — род, известный ещё с эпохи Хэйан, в том числе своими поэтами. Соответственно, в отношениях новая Сугавара ведёт себя вполне в духе придворной дамы — говорит мало, плетёт интриги и сторонится света.
Впрочем, по виду и некоторым манерам Сугавара скорее походит на другой японский литературный любовный характер — «Модан гяру», девушек «нового мышления», которые выступали локомотивом новых отношений между мужчиной и женщиной в японском обществе. Об этом свидетельствует выход и известность Сугавары в богемном обществе театра, с некоторыми представителями которого её связывают отношения полуинтимного характера что вполне обычно в этой среде, особенно для прошлого века до прихода в Японии понятия «сэкухара» — харасмента.
Рика Сонэдзаки — прагма
Самый на первый взгляд буйный член кружка под воздействием влюблённости оказывается самым спокойным и прагматичным персонажем, который к концу сериала уходит даже не на второй, а на третий план как сформировавшаяся личность, которую больше не надо раскрывать в сериале. Прагматическая любовь по Аристотелю, конечно, не предполагает отсутствие чувств, но предполагает здравый расчёт и уверенность в отношениях. В каких-то моментах Рика выступает своеобразным резонёром и арбитром между запутавшимися в своих чувствах членами литературного кружка. Вообще, персонаж таких «тихонь» популярен в популярной культуре достаточно давно, так что центральная роль этого героя в первой части сериала неудивительна. При этом забавно что Сонэдзаки при этом в японской литературе — известное место самоубийства несчастных влюблённых из драмы 18 века, сюжет которой особенно популярен в Осака.
Таким образом, классифицировать персонажей классическим способом до конца не получается, вопросы к такой классификации остаются в любом случае. Это показывает что произведение выходит за некоторые привычные рамки и поднимает не совсем обычные темы для классической романтической истории.