1993 год. До выхода потрясшего аниме-мир аниме-мюзикла «Интерстелла 5555» остаётся десять лет. Западная музыка потихоньку проникает в аниме, но крайне неспешно и не всегда удачно, как например в истории с отменой сотрудничества ирландского певца Гилберта О`Салливана и сериала «Доходный дом Иккоку». В этом же году выходит до сих пор непревзойдённое по музыкальному наполнению аниме «Девять историй любви».
«Отменённый» оппенинг сериала «Доходный дом Иккоку»
Каждую из 9 историй режиссировал отдельный режиссёр. Среди известных имён в касте участвовали такие величины японской анимации как: Хироси Хамасаки (аниматор «Технолайза»), Кодзи Моримото (аниматор «Железобетона» и «Игр разума»).
Доверие к автору Кайдзи Кавагути на тот момент было большое, он был уже состоявшимся автором военной манги (самая его известная работа экшен в сеттинге альтернативной истории — «Дзипанг») и нескольких громких боевиков, так что несколько компаний спонсировали проект, из-за чего случилось невиданное для этого в аниме ситуация — весь основной саундтрек состоял из зарубежных хитов.
В первой истории это были многочисленные воспоминания о «Битлз»: брат автора был музыкантом, а отец работал в судоходной компании, поэтому приморская жизнь и новинки музыки со всего света были для автора не в диковинку.
Первым в сериале попадается культовый «первый» битловский альбом «Meet the Beatles», с которой началась мировая битломания, которая со всем «западным» быстро захлестнула Японию, а в 1966 году группа посетила Японию, оставив весомый след в японской музыкальной культуре. Скорее всего, действие первой истории берёт начало именно после этого концерта или незадолго до него, так как альбом «Rubber soul», который можно мельком увидеть во время экспозиции всех ранних релизов The Beatles.
Однако эпизод строится вокруг одной единственной песни — «I wanna hold your hand», не просто первой успешной песни Битлз за океаном, но и символа битломании по всему миру, которая проложила дорогу т.н «британскому вторжению» сначала на музыкальном рынке США, а потом и других стран «Нового света», заняв прочное первое место в чатах и на танцполах.
Естественно, не все серии строились вокруг западной музыки. Интерес создания первой серии вполне очевиден. На тот момент единственным дистрибьютором «британской четвёрки» были EMI Records, которые переиздавали диски в том числе и в Японии. Именно они продали авторам права на песни группы.
После Битлз звёздное британское камэо по логике принадлежит Rolling Stones с их песней «Let’s Spend the Night Together». Как и песня из предыдущего эпизода, эта также стала «пробивной» в заокеанские чаты и стала одним из главных ранних хитов группы. Кроме этого серия отметилась сильной экономией с многочисленными использованием натурных съёмок и лейтмотивом рекламы городских легковых автомобилей Honda City Turbo II, который с лёгкостью обходит машину ну уж очень похожую на Тойота Soarer третьего поколения, которое как раз вышло в 1991 году.
Песня «I can`t stop loving you» из одноимённого эпизода встречается в аниме чаще чем Битлз или Роллинг Стоунз, однако первое её использование в аниме отмечено отнюдь не знаменитым исполнением Рэя Чарльза, которое позже будет использовано в полнометражном аниме «Метрополис», а исполнением малоизвестной певицы Банни Холл. Интересно что в этом же эпизоде журналисты из воспоминаний освещают протесты в Америке, которые в реальной жизни были связаны с убийствами афроамериканского подростка полицейскими.
В оригинальном исполнении Рэя Чарльза спустя 10 лет в аниме «Метрополис»
Следующая серия имеет более интересную судьбу и колеблется между западом и востоком, как и сюжет серии, который явно отсылает к японским криминальным драмам 50-60-ых годов, которые вдохновлялись американскими нуар-фильмами. Песня 「あの日に帰りたい」переводится ровно как западный шлягер «Those were the days» и даже исполняется в данном эпизоде на английском языке некой Charito, но ничего общего с песней Мэри Хопкинс не имеет, композиция является специальным переводом на английский язык песни Юми Мацутоя — известной японской певицы, которая в мире аниме известная тем что работала с Хаяо Миядзаки, исполнив композиции в фильмах «Ведьмина служба доставки» и «Ветер крепчает».
Японский оригинал песни
Последний и наиболее «классический» эпизод является рождественским и имеет соответствующий саундтрек — американский праздничный эвергрин «White Christmas» в наиболее классическом исполнении Бинга Кросби. Пусть рождество и не является официальным праздником в Японии, а доля христиан ничтожно мала по сравнению, например, с Кореей, благодаря культурному влиянию и ушлым торговым компаниям, «Рождество» стало в Японии таким же брендом как и в Америке с похожими традициями и особенностями. Этот эпизод является одним из наиболее продолжительных и завершает цикл очевидной отсылкой на американские рождественские фильмы.
Именно в финальном эпизоде появляется главное действующее лицо в производстве этой OVA — компания SONY, которая сейчас владеет большей частью представленных в аниме песен. Кроме того, в правообладателях, с которыми наверняка связывались именно представители SONY числятся такие гиганты звукозаписи как EMI Records, ABKCO Music, Acuff-Rose Music, Nippon crown и другие.
Эпизоды «Hero», «Lion and Pelican», «時間よ止まれ» имеют чистокровный японский саунтрек, часть из которого была достаточно популярна в своё время, например песня «Jikan yo tomare» известного поп-певца Экити Ядзава, часть же мало известна даже японскому слушателю.
Обстоятельства создания этого уникального произведения, увы, остаются практически неизвестны, но одно можно сказать — OVA не стала популярной и не стала классикой и при высоком музыкальном бюджете имеет очевидные минусы в анимации, а подобный проект так и не был повторён второй раз. С началом 00-ых и проникновением аниме на Запад, популярные мелодии стали всё чаще попадать в японскую мультипликацию, но успех «9 историй» так и остаётся неповторимым.