Когда речь заходит о Салеме и ведьмах, память услужливо подсовывает нам миф об отравлении спорыньей целого города. И несчастные больные горожане видели фантастические галлюцинации о колдовстве. Из-за этих видений были обвинены и повешены «ведьмы» . Очень удобный миф, ведь виновата спорынья, то есть никто не виноват в зверствах.
А так ли это было на самом деле?
Отравления спорыньей столетиями выкашивали Европу как вторая чума. Историки отлично научились видеть её характерные признаки сквозь века. Прежде всего это некрозы конечностей, гангрена. Средневековые калеки с культями ног и рук частенько были жертвами отравления спорыньей. Болели целыми семьями, страдали все, кто принимал пищу за одним столов. Салем конца XVII века оставил множество письменных документов, в них нет подобных душераздирающих описаний заболевших, гангренозных конечностей или свидетельств калек на суде. Так что миф об отравлении спорыньёй жителей города придется отмести из-за недостоверности.
Следующий миф – небольшое число пострадавших вследствие охоты на ведьм в масштабах Европейской инквизиции. За несколько столетий своего существования инквизиция в Европе погубила около 50 000 ведьм и колдунов (по данным архива Suprema (Верховного суда инквизиции)). А за несколько месяцев Салемской охоты на ведьм около 200 человек были помещены в заключение и ожидали повешенья. Примите во внимание и разницу в плотности населения в Старом и Новом свете в те времена…
Что же там произошло в Салеме, штат Массачусетс, зимой и весной 1692-1693 гг. на самом деле?
Это было время политических перемен в колониальной Америке. Салем был разделен на две части, на богатый процветающих город, второй по величине после Бостона, и голоштанную фермерскую деревушку. Жители двух столь различных территорий часто ссорились из-за ресурсов, политики и религии. Внутри деревни тоже было неспокойно, она разделилась на две враждующих лагеря по вопросу отделения от города.
Наконец, после долгих хлопот, в 1689 г. жители деревни получили право основать собственную церковь. Своим министром (должность у протестантов) они выбрали преподобного Сэмюэля Парриса, бывшего купца. Его склочный характер, жестокость и требования компенсации - включая личное право на деревенское пасторство - усилили трения. Многие жители деревни поклялись изгнать Парриса, и в октябре 1691 года они прекратили вносить вклады...
Бочка была засыпана отборным сухим порохом, фитиль вставлен, не хватало только искры до взрыва.
В это напряженное время девятилетняя дочь Парриса, Бетти, и ее двоюродная сестра Эбигейл Уильямс наслаждались завораживающими историями, рассказываемыми Титубой, рабыней с Барбадоса.
В феврале 1692 года у молодой Бетти Паррис начались «припадки», которые в то время не поддавались никаким объяснениям. Эбигейл Уильямс и подруга девушек Энн Путнэм тоже страдала от припадков. Врачи и близкие с ужасом наблюдали, как девушки бились в конвульсиях и выкрикивали бессвязные восклицания. Эксперты того времени, имевшие лишь самые начальные знания в области биологии, медицины или психологии, дружно пришли к выводу, что девочки были заколдованы. Над девочками проводили «лечебные экзекуции», и они начали «указывать» на женщин вокруг них. Титуба была названа ведьмой, как и нищенка по имени Сара Гуд и пожилая Сара Осберн. Женщины были задержаны.
После жестоких избиений Титуба начала признаваться и давать показания на других «ведьм».
«Дьявол пришел ко мне и приказал мне служить ему», - сказала она в марте 1692 года. Жители деревни жадно внимали, пока Титуба говорила о черных собаках, красных кошках, желтых птицах и седовласом человеке, который велел ей подписать книгу дьявола. Она говорила, что было много тайных ведьм, которые жаждали уничтожить пуритан. Община была охвачена идеей поиска тайных ведьм, это безумие охватило всю общину и разлилось по окрестностям.
Искру высекли.
Следователи ходили от двери к двери, испуганные жители указывали пальцами на предполагаемых ведьм. Не лишим будет упомянуть, что многие воспользовались поисками тайных ведьм как возможностью свести счеты. Фантастические показания и слухи накапливались. В ход пошли спектральные доказательства, то есть сны и видения принимались как свидетельства в суде. Обвиняемых хватали и сразу подвергали пыткам, все они предстали в спешном порядке перед специальным судом, созданным для этой цели. 141 подозреваемый, мужчины, женщины и дети, предстали перед судом как ведьмы и колдуны, их ряды пополнялись.
Девятнадцать осужденных «ведьм» вскоре повесили на Холме Гэллоуз. Подсудимый Джайлс Кори был замучен до смерти. Пять других, в том числе младенец, умерли в тюрьме от пыток. 22 сентября 1692 года состоялась последняя казнь.
В показаниях девушек замелькало имя жены губернатора. Именно он, губернатор Уильямс Фипс остановил безумие в Салеме, приостановил работу специального суда и заменил его новым Высшим судом. Новый суд запретил спектральные доказательства (основанные на видениях и снах). В мае 1693 года Фипс помиловал всех тех, кто все еще находился в тюрьме по обвинению в колдовстве. Со временем некоторые из обвинителей принесли публичные извинения.
После даже беглого ознакомления с хронологией событий становится ясно, что дело то вовсе не в отравлении спорыньей. Это был политический и религиозный кризис. И тот, кто учредил специальный суд, тот и уничтожал своих противников с помощью «спектральных доказательств». А без вмешательства губернатора Фипса 200-ми обвиняемыми дело бы не ограничилось.
Если вам показалась полезной и интересной статья, не забудьте поставить «лайк». Ну, и подписывайтесь, чтобы видеть мои новые публикации.