Недавно представленный набор из 23 эстетических категорий взаимодействия был создан с целью объяснения эстетического опыта пользователей. В этом исследовании основное внимание уделялось сенсорным устройствам, таким как смартфоны и планшеты, и был сделан вывод о необходимости дальнейшего изучения преимуществ существующих категорий.
В исследовании ученого Mõttus использовалась техника репертуарной сетки (RGT) для определения общего числа 134 персональных конструкций, которые затем были разделены на 23 эстетические категории взаимодействия (ACI). Количественные данные РГТ позволили оценить внутреннюю согласованность и эстетическую корреляцию установленных категорий. Не все эти категории оказались непротиворечивыми и не все они демонстрируют значимую эстетическую корреляцию.
Низкая внутренняя согласованность и эстетическая корреляция в случае некоторых категорий может происходить из-за небольшого количества оценок по категориям (от 1 до 10) во время исследования RGT. В этом исследовании сообщалось о многочисленных совпадениях, которые были обнаружены между эмпирическими признаками, установленными ранее другими аналогичными исследованиями и вновь созданными категориями.
Повторение одних и тех же пунктов в различных случаях позволяет не отвергать непоследовательные категории, а проверять их снова в различных контекстах. В заключение, были предложены дальнейшие исследования с различными стимулами, разной выборкой участников и разной ситуацией использования.
После общих вопросов исследования были поставлены вопросы, чтобы узнать больше о пользе эстетических категорий взаимодействия.
- 1. Насколько последовательно пользователи воспринимают эстетические категории взаимодействия?
- 2. Насколько способны данные категории объяснять пользователям эстетическое восприятие во время взаимодействия?
- 3.Способны ли эти категории объяснить эстетическое восприятие пользователей?
- 4. Способны ли категории различать эстетику взаимодействия и эстетику внешнего вида?
Однако красота использования начинает привлекать все больше внимания в свете постепенных изменений в сторону новых способов взаимодействия. Интерфейсы ежедневного использования стали более мультимодальными по сравнению с традиционными настройками ПК с помощью мыши, клавиатуры и монитора. Современное взаимодействие требует как минимум трех чувств (зрение, слух и осязание) для восприятия реакции системы, а также для выполнения действий пользователя.
Крайне популярные мобильные и планшетные устройства сопровождаются решениями распределенных интерфейсов (например, дисплеи общего пользования, доступные с персональных устройств), технологии умного дома (например, умный телевизор, умный автомобиль), физиологическое оборудование (например, медицинские мониторы здоровья, спортивные трекеры) и многое другое. Открылся гораздо более широкий спектр пользовательского опыта (UX), что говорит о необходимости более тщательного изучения эстетики взаимодействия.
Эстетика взаимодействия.
Эстетика взаимодействия впервые упоминается в конструкторских разработках и теоретических дискуссиях в начале 2000-х годов. Ученые Hallnäs и Redström описывают эстетику взаимодействия как явление, которое следует учитывать в подходе к дизайну, ориентированном на удовольствие, называемом медленной технологией. Авторы исследования полагают, что определенная динамика, как физическая, так и умственная, дает дополнительное ощущение удовольствия от прагматичных взаимодействий.
В ходе дискуссии о принципах дизайна ученый Хеккерт утверждает, ограничивается ли наш эстетический опыт только удовольствием от сенсорного восприятия . Обсуждение продолжается сужением понятия красоты до визуального восприятия, так как оно может лучше соответствовать пониманию непрофессионалов. Эти мысли получили дальнейшее развитие в пяти верованиях Лёвгрена об эстетике взаимодействия в дизайне. Три из этих убеждений представляются более актуальными для данного исследования:
- Во-первых, жанр определяет эстетические качества
- Во-вторых, мало смысла говорить о визуальной эстетике как об изолированной модальности
- В-третьих, эстетический опыт связан как с интеллектуальными размышлениями, так и с непосредственной, внутренней реакцией.
Выводы:
В целом эти работы способствуют пониманию эстетики во взаимодействии, но в то же время противоречат друг другу в некоторых аспектах. Одним из таких аспектов является мультимодальность эстетики. В исследовании эстетика рассматривается как мультимодальный опыт, т.е. воспринимается всеми чувствами и обрабатывается в интеллектуальных размышлениях.
Мультимодальность органов чувств была рассмотрена в сравнительно небольшом числе предыдущих исследований в области ИЧК. Эти работы касаются органов зрения, слуха и осязания. Эстетика звука была упомянута в работе ученого Rocchesso в связи с реакцией звуковой системы при проектировании взаимодействия. Эстетические рамки прикосновения для тактильных взаимодействий предложены в работе ученого Shiphorst.
Красота динамики и грациозность движений стала более актуальной в контексте растущей популярности интерактивных устройств на основе жестов. Это мы рассмотри в следующих статьях.