Найти тему
Высота

«D-Day». Столкновение в Воздухе, на Море и на Суше

Дню-D или операции «Оверлорд» (Повелитель) предшествовала огромная подготовительная работа. Союзники тщательно готовили вторжение. Провели несколько дезинформационных кампаний, в результате которых немецкие дивизии ждали противника в Норвегии и Бретани.

Помимо сосредоточения и маскировки огромного воинского контингента и техники на территории Британии, там же, но с иной направленностью были размещены мифические дивизии с техникой из папье-маше и надувными плавсредствами.

-2

Операция «Нептун», морская составляющая всего вторжения должна была получить своё развитие в глубину страны. В районе пляжа Юта, зона высадки американских десантников, необходимо было взять под контроль 4 дороги, 2 стратегических моста на Мердерет и другие объекты инфраструктуры, охраняемые немецкими частями.

Были обозначены зоны высадки на флангах, по отношению к четырем пляжам, к которым на всех парах шел объединенный флот союзников. Восточнее Орны зона 6-й британской воздушно-десантной дивизии, а для 82-й, генерал Риджвей, и 101-й, генерал Тейлор, воздушно-десантных дивизий определен район Котентина.

-3

Узкие дороги были единственной возможностью продвинуться от побережья в материковую часть. Вся остальная территория была превращена в болото от Валони до Карантина и Изиньи-сюр-Мер. Помимо захвата развязок, мостов и перекрестков надо было уничтожить немецкую артиллерийскую батарею расположенную в Сен-Мартен де Варревиле.

Подразделения парашютистов должны были поддержать планеры авиатранспортных сил с дополнительным десантом, на лёгких джипах, вооруженных противотанковыми ружьями, тяжелыми пулеметами, обеспеченных средствами переправы и снаряжением для саперов.

Знак комбинированных операций Великобритании во время Второй мировой войны, связывающих три силы: на земле, в воздухе и на море
Знак комбинированных операций Великобритании во время Второй мировой войны, связывающих три силы: на земле, в воздухе и на море

Утром 6 июня, в день гибели пилота полка «Нормандии-Неман» Марселя Лефевра (ссылку оставлю внизу) с английских аэродромов взлетали огромные формирования бомбардировщиков Douglas C-47 Skytrain. Они шли к французскому берегу строем по 36, 45 или 54 самолёта.

Район действия американского десанта прикрывали две немецкие пехотные дивизии, 91-я и 709-я. Затопленные участки и пять дамб, конечно же, осложнили выполнение задачи американцам, но, в то же время, мешали взаимодействию полков Вермахта.

-5

Основной воздушно-десантной операции в Нормандии предшествует отвлекающая атака самолётов в направлении Бретани. К побережью они подлетают на высоте 150 метров и сбрасывают кусочки алюминиевой фольги. Немецкие радары оповещают о массированном вторжении на ложном направлении.

13 тысяч американских бойцов на 1087 самолетах, оснащены парашютом и снаряжением общим весом почти 40 кг. Для многих из них наличие этого груза станет приговором. На побережье Нормандии воздушную армаду встречает зенитная оборона FLAK. Она эффективно сеет хаос в эскадрах ВВС США.

-6

На берегу и в море опрокидываются десятки самолётов, ещё до сброса десантников. Строй нарушен. Многие пилоты дают «зеленый свет» прыжкам, задолго до места высадки. Неточность десантирования достигает от 40 до 70 км. Самые невезучие тонут в искусственных болотах, глубиной до метра, затягивает груз.

-7

Джон Тейлор, десантник из 101-й воздушно-десантной дивизии, рассказывал: «Кто прыгнул до меня утонули в болоте, как и те, кто прыгнул за мной. Я приземлился на тонкой полоске дороги, проходящей через водяную жижу». Удачно приземлившийся, с различным успехом, попытались определить ориентиры и выдвинулись для поиска своих командиров и объектов атаки.

Разные, по количеству, группы солдат продолжают выполнение задания, зачастую принимая самостоятельные решения в противоборстве с противником. Но в этот день хаос царил и в немецких частях. Нападение было неожиданным, Сопротивление, по условной команде оповещения, нарушило связь между большинством подразделений, провело акции на дорогах.

-8

Не все благополучно прошло у планерного десанта. Были столкновения и печальные последствия. Виной тому была плохая видимость в зоне высадки. В одном из планеров погиб генерал Пратт, 101-я дивизия.

Многие парашютисты приземляются в деревне и превращаются в легкие цели для немецких солдат, другие, наоборот берут без особых усилий населенные пункты и объекты под свой контроль. Остаток ночи и ранее утро проходит в столкновениях с разной плотностью огня, пока не становятся слышны разрывы снарядов военных кораблей Армады союзников.

Слева направо: Кирк, Брэдли, Струбл (с биноклем) и Кин в день Д на USS Augusta
Слева направо: Кирк, Брэдли, Струбл (с биноклем) и Кин в день Д на USS Augusta

Гитлеровские части дезорганизованы. Небольшие немецкие отряды перестают сопротивляться. Полный американский контроль над дорогами устанавливается к полудню. Морской десант, преодолев более жесткое противостояние, особенно, на пляже Омаха, вскоре соединяется с воздушным.

-10

Какое-то время идет сортировка людей и частей. В условиях безопасности и дневного света организуется поставка планерами дополнительных людских и материальных ресурсов, а также противотанковое оружие, медицинское оборудование, боеприпасы и аппаратура связи.

-11

При десантировании и в боях американцы потеряли убитыми и ранеными более 50%. В немецких подразделениях сказалось отсутствие многих командиров. Как и Роммель, они оставили свои части, ради отдыха. Отличились парашютисты 508-го полка в жёсткой стычке уничтожив одни части 91-й пехотной дивизии, принудили к сдаче другие.

-12

Ссылка на материал о полке «Нормандии-Неман»

https://zen.yandex.ru/media/id/5d36e92b80879d00ad20d0e5/istoriia-polka-normandiia--neman-fakty-hh-i-hhi-veka-5dbbba29aad43600b1d4775c