Найти тему

КНИГА СЕМБЕНА УСМАНА

https://images.crafta.ua/collecting-items/f5b8edd6aa3b4d4617eaf3c6f3b82b12
https://images.crafta.ua/collecting-items/f5b8edd6aa3b4d4617eaf3c6f3b82b12

Весной н-ного года на Всемирном фестивале негритянского искусства в Дакаре Сембену Усману, прозаику и кинематографисту (теперь его так можно называть уверенно), было присуждено три премии, две из них — за фильмы, одна — за новую книгу «Вехи-Тиозане».

Успех книги обусловлен, по-видимому, не только тем, что написана она уже зрелым художником, чье мастерство крепло от работы к работе.

Главное в этой книге — большая гражданская зоркость художника, для которого характерны постоянная заинтересованность в судьбах людей и страны, ясное понимание проблем эпохи.

Действие двух небольших повестей, составивших книгу,—«Вехи-Тиозане» и «Почтовый перевод» — происходит в Сенегале, но значение их перекрывает границы одной страны:

в них поставлены очень злободневные, если не сказать больные, вопросы африканской современности. Книга эта откровенно полемична, у нее есть точный адрес.

Последние четверть века для народов Тропической Африки были годами острой политической и идеологической борьбы.

Для большинства стран борьба за национальную государственность окончилась победой. Но борьба, приобретая разные формы, не утихает, и это понятно — начался сложный период становления, поисков путей в будущее.

https://www.thehindu.com/migration_catalog/article10488550.ece/ALTERNATES/LANDSCAPE_615/01cp_outtakes_ousmane_sembene.jpg
https://www.thehindu.com/migration_catalog/article10488550.ece/ALTERNATES/LANDSCAPE_615/01cp_outtakes_ousmane_sembene.jpg

В Тропической Африке очень популярны идеи социализма, но р силу ряда особенностей и исторического прошлого и современного социального устройства эти идеи часто преломляются через призму отсталых идеологических систем.

Еще в период антиколониальной борьбы возникли такие философские концепции, как панафриканизм и негритюд. При всем их различии, в них есть нечто общее: утверждение исключительности путей общественно-исторического развития Африки. Обе эти концепции возникли как реакция на расизм, как стремление восстановить человеческое достоинство африканца.

Стремление естественное, но зачастую оборачивается преувеличением достоинств и замазыванием темных сторон африканского прошлого и настоящего. История Африки в изложении ряда африканских ученых предстает сплошным Золотым Веком.

Больше того — появилось несколько теорий «африканского социализма», их обшей чертой является утверждение, что африканское общество по самой своей природе бесклассовое, что до прихода колонизаторов оно уже было социалистическим и сейчас задача состоит в том, чтобы восстановить социаником из Парижа.

Бедняки, живущие в Медине, пригороде Дакара,— вчерашние крестьяне. В них еще сильно понятие «большой семьи», чувство группы, ответственности перед родственниками и соседями.

Они замучены постоянной безработицей, хронической нуждой, не трудно пришлось бы им, если бы они не приходили на помощь друг другу.

Окружающая их в городе жизнь с ее социальными контрастами вытравливает из них эти высокие человеческие качества, нужда, голод порождают подозрительность, зависть, желание зла семье удачника.

В обществе, где «вору живется легче, чем честному человеку», где «предприимчивый живет за счет доверчивого» и «сильный пожирает слабого»,—что остается, казалось бы, людям, как не «надеть шкуру гиены», чтобы сохранить себя и своих близких.

https://varlamov.me/img/afroexp_put7/21.jpg
https://varlamov.me/img/afroexp_put7/21.jpg

«То, что называют нашим «африканством», нашим «негритюдом»,— есть наша слабость, огромный порок нашего времени. Вместо того чтобы способствовать покорению природы наукой, они поддерживают угнетение, развивают продажность, кумовство, бесхозяйственность и все те немощи, которыми пытаются прикрыть низкие человеческие инстинкты.

А мы набиваем цену умозрительным построениям о нашем современном обществе, где сливаются прошлое и будущее, твердим о чувстве коллективизма у наших отцов и прадедов»,— пишет Сембен Усман в предисловии к книге.

Действительно, в людях с высокими моральными устоями, в людях труда чувства солидарности и взаимопомощи живут и крепнут. Однако эта солидарность— не расовая солидарность, о которой говорят так много идеологи «социальной гармонии» африканского общества.

Это — качественно иное явление — солидарность трудящихся.

Именно поэтому грустная повесть кончается светлой, оптимистической нотой.

Полемический заряд придает книге авторское предисловие: в самих повестях не декларируется никаких тезисов, не дается никаких лобовых решений.

Но по мере развития действия, внешне спокойного и логически ясного, перед читателем раскрываются важнейшие проблемы африканской современности во всей их сложности и противоречивости. Решать их надо сейчас.

Именно в этом огромное общественное значение новой книги Сембена Усмана.

Спасибо тем, кто интересуется и читает мою критику о советских и зарубежных писателях

Если Вам интересна эта тема, подписывайся на мой канал и делись со своими друзьями.