Хорошая Страна- это когда «чудовищные недостатки» вполне компенсируются «великолепными достоинствами».
Было лето 1980 года! Группа студентов из нашего политехнического института совершала простенький горный поход в Приэльбрусье.
Был у них в группе весёлый студент. Самый обычный. Но очень любил пошутить, кстати и некстати, и поэтому прозвище имел «Райкин». Это был такой в старину артист. И всем в СССР было велено считать его самым талантливым и остроумным. Велено, так велено, тогда у нас в СССР всё делалось по команде.
И вот этот студент по прозвищу «Райкин» шутил, шутил и дошутился. Начался у него приступ самого обычного гнойного аппендицита. Понятно, что в Городе все поступают просто. Набирают по телефону «скорую помощь» и увозят бедного больного «с мигалками».
А здесь суровый Кавказ и люди суровые. Хоть там и было временное затишье. Стреляли редко. До ближайшего районного центра Тырныауз дорога ведёт серпантином вниз по горному ущелью. А до начала дороги больного надо как-то нести вниз. А он бедный лежит весь белого цвета, согнулся, как калачик с маком. Но всё шутит, бедняга, как-то по-дурацки:
-Шеф, «пристрели» меня тут, пожалуйста!.. Нет никаких сил, дамских терпеть это безобразие!.. У, Уроды!.. Придумали этот «острый аппендицит!».. Ой, мамочка!.. Начитались «Мурзилки»… Ненавижу!..- и потерял сознание от боли.
А наш Руководитель этого похода, ровесник Райкина, уже в уме прикидывал: «Сколько лет лишения свободы дадут ему за смерть такого же бедного студента?.. И что он будет делать в тюрьме?.. Шить футбольные мячики или собирать вазочки для мороженого?..» Брат у него служил в «особом отделе» на базе Черноморского флота в Поти! Но навряд ли это ему помогло?
А этому самому «руководителю» было всего 19 лет. И они были с умирающим тёзки. И оба были потомки от смешанных браков воинственных православных русских стрельцов, вторгшихся в наш миролюбивый лесной край 400 лет назад и местных, абсолютно языческих, усталых женщин. Потом был поток «ироничных» беженцев из Одессы и Киева. Онитоже участвовали в нашем этногенезе, в части юмора. Все мы -«Ветлугаи», одним словом!
Вот такая получилась дремучая и взрывоопасная генетическая смесь. Я им всегда при встрече говорю, что они потомки «религиозных фанатиков» и «уголовных преступников»! А они хором отвечают: «Ну и что! А сам-то, кто?» И все мы дружно смеялись. В молодости мы частенько смеялись. Потому что многого в жизни не знали…
А тут ещё, на беду, стоны умирающего «Райкина» услышали проходящие мимо в темноте, со здоровенными рюкзаками, туристы из Киева. Их «командирка» была очень красивая, при свете фонарика, девушка, как с киностудии имени Довженко. Она воскликнула:
-Кто этот несчастный больной, что так «артистично» тут помирает?
-Вот он! Жертва острого аппендицита!- угрюмо сказал Руководитель, -просит «пристрелить»!
-Великолепно!- сказала Киевская девушка-«главком»,- мы уже закончили по два курса Киевского медицинского, нам всё по плечу! Аппендицит это сущая ерунда!... Коллеги!- она захлопала в ладоши,- Быстро собирайте фонарики, перочинные ножи, походные котелки для стерилизации инструмента.
-Ужас!- посмотрел наш Руководитель на свой ржавый перочинный нож со следами «вскрытой» кильки в томате,- Как можно его втыкать в живого человека, пусть и студента «Райкина»?
В это время к туристской стоянке в полной темноте подошла ещё одна усталая туристская группа. Услышав разные малопонятные термины по хирургии они включились в разговор:
-Мы есть… студенты-медики из… город Рига… медицинский… институт!.. Все после, как один мы есть после… три курса!- говорил в темноте высокий худой человек с «немецким» акцентом.
-О! Значит будем совместно начнём операцию «острый аппендицит» в полевых условиях?- обрадовался наш Руководитель.
-Вы, граждане студенты, с ума тут посходили!- ответил руководитель Рижан,- такие хирургические операции могли позволить себе только наши «лесные братья». Но их давно перестреляли ваши доблестные НКВДэшники. Даже в нормальной больнице смертность от аппендицита в СССР составляет 5 процентов! Это очень много! Бегите, юноша, вниз поселок Терскол, уважаемый Руководитель и вызывайте вертолет и везите своего больного немедленно в Тырныауз! Вы же не хотите за него попасть в советскую тюрьму?
И в полном темноте Руководитель бодро побежал вниз по узкой горной тропке, подсвечивая себе фонариком с «умирающими» батарейками.
С рассветом прилетел вертолет!
Умирающего «Райкина» задвинули на грязных носилках в дребезжащее брюхо винтокрылой машины. Вертолет с трудом оторвался от песчаной площадки взял курс вниз по долине реки.
Руководитель держал Райкина за пульс и просил его не умирать!..
А прямо в ослепительной операционной синяя вонючая кишка «Райкина», именуемая врачами «аппендиксом» лопнула, распространяя несравненное зловоние. Вспотевший усатый местный Хирург, забрызганный «кетчупом», поблагодарил своего местного Бога и сказал:
-Слышь, дорогой, Аппендикс!.. Ты, однако, опоздал!.. Мы спасли этого бедного студента с Волги!..
А в это время в 2500 километрах от неизвестного никому кавказского городка Тырныауз уже 9 месяцев шла война в Афганистане. Но за это время «рождались» только советские и афганские трупы и сгоревшие танки и БТР.
Ровесников студента Райкина сотнями грузили на носилках в вертолеты и замотанных кровавыми бинтами в пластиковых трубках и железных иголках, присоединенных к банкам и склянкам везли на тыловые базы и военные госпитали. И точно посчитать всех погибших не могут, даже наших, не говоря о противнике. Как говорил давний идейный вдохновитель Афганской войны Киплинг: «Что ж их считать- они же давно убиты?..»
Это было наше спасение сотен рядовых и сержантов. Спасти удалось не всех. Уже тогда в Афганистане геройски погибли наши: Токарев, Черепанов, Стекольщиков, Чесноков…
А через несколько лет, чуточку повзрослевший, Руководитель похода, сидел на кафедре Физвоспитания и пил грузинский чай. Разговор пошёл о том чудесном спасении студента «Райкина» в первый год Афганской войны.
-Никто ничего не заплатил за вертолёт?- спросил Руководитель.
-Так не бывает, братец!.. За всё надо платить!.. На наш Политехнический институт пришёл «счёт за вертолет МИ-8» на 5000 советских полновесных рублей. И ректор счет оплатил! А спасенному студенту даже ничего не сказали…
Было у социализма в СССР тогда человеческое лицо, только периодически приходилось смывать с него человеческую кровь.
2 ноября 2019г.