XVI век признан золотым веком венецианской живописи. Сегодня полотна Тициана и Тинторетто могут показаться высшим искусством «старого образца», однако все прекрасно понимают, насколько современными были когда-то эти работы: экспериментальными, смелыми и даже шокирующими.
Тициан (ок. 1488-1576) был высшей фигурой в венецианском искусстве с 1515 года.
А его чрезвычайно долгая жизнь означала, что молодые художники, такие как Тинторетто (1518-1594), творчески и профессионально «переплетались» с ним в течение почти целых 40 лет.
Благодаря этим величайшим мастерам, в Венеции в это время царила жаркая атмосфера художественного творчества, благодаря которой молодые художники «выковали» свои собственные, самобытные живописные стили, находясь в неком творческом соперничестве друг с другом и с великим Тицианом.
Тициан
«Мадонна с младенцем и со Св. Катариной, Св. Домиником и Св. Донором»
Эта работа молодого Тициана, выполненная в популярном «венецианском жанре», называемом "Священная беседа".
На своем полотне Тициан как - будто приглашает нас в «тихое повествование». Создается ощущение, что святой Доминик и святой Донор только что прибыли, привлекая взоры Девы Марии и Младенца к горячим молитвенникам.
Стоит отметить, что Тициан «строил» эту работу на широком и прочном «фундаменте» своего учителя, разрабатывая оригинальный подход к замыслу и драматизации своей идеи.
Также на картине четко выделяется красивый, даже «идеализированный» образ святого Доминика, и чувствительное лицо святого Донора – их изображения даже можно отнести к раннему «портрету» Тициана.
Отметим, что именно в области портрета Тициан выделялся своей «претензией» на славу. Обладая магической способностью рисовать мужчин и женщин высокого ранга не такими, какими они были, а такими, какими они хотели бы быть,
Тициан наделял их портреты благородством, властью и достоинством – всем, чем они хотели обладать, но не всегда могли заполучить. Таким образом, он создал новый стиль «аристократического и королевского портрета».
«Портрет Павла III»
Так, одной из наиболее выдающихся работ Тициана в этом жанре признан портрет Павла III -последнего из римских пап, неохотно проводившего церковные реформы и покровителя «Страшного суда» Микеланджело. Сидя на троне, он, кажется, только что повернулся, чтобы посмотреть на людей с «вершины бархата», а его темные, захватывающие глаза полны разума и воли к власти.
Благодаря этому произведению искусства, Тициан завоевал мировую известность, которая никогда ранее не была присуждена художнику. Другие великие портретисты, такие как Эль Греко и Веласкес, многому научились у него, но вопрос о том, превзошел ли кто-нибудь из них «этот портрет» когда-либо позже, остается весьма спорным.
Уважаемые читатели! Если наша статья оказалась для вас интересной и познавательной - мы будем рады обратной связи - отметке "мне нравится" и вашей подписке на наш канал "Искусство и жизнь". Обещаем - вас будет ждать еще много интересного! Благодарим за внимание!