Помните, как начинается песня Игоря Талькова "Чистые пруды" -
У каждого из нас на свете есть места
Куда приходим мы на миг уединиться
Где память, как строка почтового листа
Нам сердце исцелит‚ когда оно томится...
Вот и для меня местом, где я могу уединиться и вспомнить свои счастливые моменты в жизни, является старый ростовский аэропорт и сквер, прилегающий к нему. Именно с него у меня начинаются детские воспоминания о Ростове, когда я с родителями из Ташкента прилетал в отпуск к бабушке с дедушкой и из него же, со слезами на глазах, улетал обратно. Отсюда уже я сам улетал по распределению к месту своей первой службы и с удовольствием прилетал в отпуск к родителям. Из него я провожал своих детей с их семьями к месту дальнейшего прохождения уже их службы и с такой же радостью встречал, когда они прилетали в отпуск. На территории аэропорта работал мой отец, к сожалению, ушедший из жизни в 2003 году. Каждый раз, проходя мимо административного здания аэропорта и видя окна его кабинета, сердце от тоски щемит.
Многие, не знающие специфику расположения аэропорта в городе Ростове-на-Дону, подумают, как можно приезжать в аэропорт, находящийся далеко за городом (как во многих других городах), чтобы там отдохнуть душой и собраться с мыслями. Ответ элементарный. Дело в том, что ростовский аэропорт располагался даже не в черте города, а непосредственно в самом городе, в 9-ти км. от его исторического цента.
Обратите внимание на фотографию ростовского аэропорта. Жилые многоэтажные дома располагаются всего в 2-х минутах ходьбы от выхода с аэровокзала. Люди, проживающие в них, возвращаясь в Ростов из отпуска или командировки, просто пешком идут домой. И также в 2-х минутах ходьбы находится проспект Шолохова, по которому ходит общественный транспорт. Всего 20 минут езды на автобусе или троллейбусе и Вы уже в центре города.
К сожалению, с конца 2017 года, в связи с вводом в эксплуатацию нового аэропорта "Платов", данный аэропорт прекратил свою работу. Но вернемся к истории строительства и появления первого и последующих аэропортов в Ростове-на-Дону.
Первый ростовский аэропорт был основан в 1925 году, когда построили лётную станцию и к ней аэродром. Специально для этих целей в поле далеко за дачными поселками г. Ростов-на-Дону был выделен участок земли площадью 120 десятин. Аэродром оборудовали специальными авиазнаками, построили дом для коменданта и обслуживающего персонала, хранилище для керосина, проложили шоссе, соединившее аэродром с городом. 15 июня 1925 года была открыта первая воздушная линия Ростов-Харьков-Орел-Москва. За первые три месяца работы было перевезено ах целых 80 пассажиров. Со временем воздушная трасса расширялась, увеличивалось и количество совершаемых рейсов. Уже в 1926 году через столицу Дона прошла важная авиационная магистраль Москва-Ростов-Тифлис.
Однако постепенно пассажирооборот начал увеличиваться и, количество желающих граждан быстро попасть из одной точки в другую, стало стремительно расти. Лётная станция уже не вмещала всех пассажиров и аэропорт сильно нуждался в новом большом здании. Так в 1932 году началось строительство огромного, по тем временам, современного здания аэропорта.
И вот, спустя несколько лет появилось современное здание аэровокзала, преобразился и сам ростовский красавец-аэропорт.
Во время Великой Отечественной войны здание аэровокзала и сам аэропорт были полностью разрушены. Начался новый этап в судьбе ростовского аэропорта - восстановления его из руин, восстановление инфраструктуры и возведение новых, современных композиций, олицетворяющих красоту и мощь нашей страны. Все здания аэровокзалов в послевоенное время, в основном, строились по однотипному проекту. Полное восстановление взлетных полос и выстроенное, практически с нуля, новое здание аэровокзала было закончено в 1949 году.
Со стороны летного поля аэропорт и само здание аэровокзала выглядели очень величественно, приветливо и дружелюбно, как бы приглашая всех желающих в гости в славный донской город.
А таким мне запомнился аэропорт во времена моего детства, когда длинные автобусы-гармошки и троллейбусы останавливались на привокзальной площади всего в 30-ти метрах от здания аэровокзала.
Однако, как говорил Гераклит, все течет, все изменяется... Прошло 25 лет и данное здание аэропорта не только устарело, но не успевало уже справляться в возросшим количеством авиапассажиров. В 100 метрах от здания аэровокзала началось строительство нового пассажирского терминала.
Новое здание аэровокзала было построено в 1977 году по уникальному проекту НИИ «Аэропроект». Уникальность данного сооружения заключается в том, что со стороны привокзальной площади терминал напоминает как бы четыре стоящих на отстое самолёта Ту-144, самого современного пассажирского лайнера в СССР на момент проектирования.
Это было, на то время, большое, светлое, красивое и комфортабельное здание. Пропускная способность аэровокзала составляла уже 600 пассажиров в час в российском секторе и 450 пассажиров в час в международном. В здании аэровокзала располагались бизнес-салон и VIP-зал, авиа- и железнодорожные кассы, кафе, киоски по продаже сувениров и периодической печати. В середине 90-х годов добавились пункт обмена валют, а чуть позже банкоматы, стойки проката автомобилей и заказа такси. В терминале находились представительства разных отечественных авиакомпаний Донавиа, S7 Airlines, UTair, Lufthansa, Austrian Airlines, Turkish Airlines, Россия, SCAT, Глобуc.
В 1986 году ростовскому аэропорту был присвоен статус международного, а регулярные рейсы в зарубежные страны начались с 1991 года.
Примечателен и тот факт, что здание старого аэровокзала не снесли, оно продолжало свою работу, но уже в нем находились различные аэродромные службы, кабинеты руководителей их и другие офисные помещения аэропорта. Также в нем находился отреставрированный зал для VIP-гостей с выходом их на посадку в самолет.
Ровно 40 лет верой и правдой ростовчанам и гостям города служил ростовский аэропорт. Однако город разрастался. Дома безжалостно наступали на аэропорт. Самолеты стали летать в буквальном смысле слова над крышами граждан.
Решением Правительства РФ, в в 2014 году началось строительство нового аэропорта, отвечающего всем современных международным требованиям, а также нормам и мерам безопасности. Учитывая приближающийся Чемпионат Мира по футболу, игры которого должны пройти, в том числе и в Ростове-на-Дону, проект строительства был включён в Федеральную программу подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году, а также в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010—2020 г.).
Строительство нового аэропорта, получившего название "Платов", завершилось в июле 2017 года, а ввод в эксплуатацию и перевод всех рейсов произошел в один день, 7 декабря 2017 года. Данный аэропорт расположен в 29 километрах от города Ростова-на-Дону и в 15 км от города Новочеркасска, в 4 км от станицы Грушевской, вблизи федеральной автотрассы М-4. Назван в честь казачьего атамана Матвея Платова.
Конечно новый аэропорт красивый, современный, возведенный по последнему слову техники, однако для меня, как и для многих тысяч ростовчан, он пока еще чужой. Не знаю, смогу ли я полюбить его так, как люблю свой (да, именно свой), до боли родной и любимый старый ростовский аэропорт.
Благодарю за внимание.