Найти тему
Калейдоскоп Х-фактов

Ростовский аэропорт. Экскурс в историю.

Помните, как начинается песня Игоря Талькова "Чистые пруды" -

У каждого из нас на свете есть места

Куда приходим мы на миг уединиться

Где память, как строка почтового листа

Нам сердце исцелит‚ когда оно томится...

Вот и для меня местом, где я могу уединиться и вспомнить свои счастливые моменты в жизни, является старый ростовский аэропорт и сквер, прилегающий к нему. Именно с него у меня начинаются детские воспоминания о Ростове, когда я с родителями из Ташкента прилетал в отпуск к бабушке с дедушкой и из него же, со слезами на глазах, улетал обратно. Отсюда уже я сам улетал по распределению к месту своей первой службы и с удовольствием прилетал в отпуск к родителям. Из него я провожал своих детей с их семьями к месту дальнейшего прохождения уже их службы и с такой же радостью встречал, когда они прилетали в отпуск. На территории аэропорта работал мой отец, к сожалению, ушедший из жизни в 2003 году. Каждый раз, проходя мимо административного здания аэропорта и видя окна его кабинета, сердце от тоски щемит.

Аэропорт г. Ростова-на-Дону 90-е годы.  Фото из интернета.
Аэропорт г. Ростова-на-Дону 90-е годы. Фото из интернета.

Многие, не знающие специфику расположения аэропорта в городе Ростове-на-Дону, подумают, как можно приезжать в аэропорт, находящийся далеко за городом (как во многих других городах), чтобы там отдохнуть душой и собраться с мыслями. Ответ элементарный. Дело в том, что ростовский аэропорт располагался даже не в черте города, а непосредственно в самом городе, в 9-ти км. от его исторического цента.

Старый ростовский аэропорт. Жилые дома начинаются сразу при выходе из него. Фото из интернета.
Старый ростовский аэропорт. Жилые дома начинаются сразу при выходе из него. Фото из интернета.

Обратите внимание на фотографию ростовского аэропорта. Жилые многоэтажные дома располагаются всего в 2-х минутах ходьбы от выхода с аэровокзала. Люди, проживающие в них, возвращаясь в Ростов из отпуска или командировки, просто пешком идут домой. И также в 2-х минутах ходьбы находится проспект Шолохова, по которому ходит общественный транспорт. Всего 20 минут езды на автобусе или троллейбусе и Вы уже в центре города.

К сожалению, с конца 2017 года, в связи с вводом в эксплуатацию нового аэропорта "Платов", данный аэропорт прекратил свою работу. Но вернемся к истории строительства и появления первого и последующих аэропортов в Ростове-на-Дону.

Первый ростовский аэропорт был основан в 1925 году, когда построили лётную станцию и к ней аэродром. Специально для этих целей в поле далеко за дачными поселками г. Ростов-на-Дону был выделен участок земли площадью 120 десятин. Аэродром оборудовали специальными авиазнаками, построили дом для коменданта и обслуживающего персонала, хранилище для керосина, проложили шоссе, соединившее аэродром с городом. 15 июня 1925 года была открыта первая воздушная линия Ростов-Харьков-Орел-Москва. За первые три месяца работы было перевезено ах целых 80 пассажиров. Со временем воздушная трасса расширялась, увеличивалось и количество совершаемых рейсов. Уже в 1926 году через столицу Дона прошла важная авиационная магистраль Москва-Ростов-Тифлис.

Первые гражданские самолеты. Фото из интернета.
Первые гражданские самолеты. Фото из интернета.

Однако постепенно пассажирооборот начал увеличиваться и, количество желающих граждан быстро попасть из одной точки в другую, стало стремительно расти. Лётная станция уже не вмещала всех пассажиров и аэропорт сильно нуждался в новом большом здании. Так в 1932 году началось строительство огромного, по тем временам, современного здания аэропорта.

И вот, спустя несколько лет появилось современное здание аэровокзала, преобразился и сам ростовский красавец-аэропорт.

Ростовский аэропорт в начале 40-х. Фото из интернета.
Ростовский аэропорт в начале 40-х. Фото из интернета.

Во время Великой Отечественной войны здание аэровокзала и сам аэропорт были полностью разрушены. Начался новый этап в судьбе ростовского аэропорта - восстановления его из руин, восстановление инфраструктуры и возведение новых, современных композиций, олицетворяющих красоту и мощь нашей страны. Все здания аэровокзалов в послевоенное время, в основном, строились по однотипному проекту. Полное восстановление взлетных полос и выстроенное, практически с нуля, новое здание аэровокзала было закончено в 1949 году.

Ростовский аэропорт в середине 50-х годов Фото из интернета.
Ростовский аэропорт в середине 50-х годов Фото из интернета.

Со стороны летного поля аэропорт и само здание аэровокзала выглядели очень величественно, приветливо и дружелюбно, как бы приглашая всех желающих в гости в славный донской город.

Вид на аэровокзал с стороны летного поля.
Вид на аэровокзал с стороны летного поля.

А таким мне запомнился аэропорт во времена моего детства, когда длинные автобусы-гармошки и троллейбусы останавливались на привокзальной площади всего в 30-ти метрах от здания аэровокзала.

Ростовский аэропорт в начале 70-х годов.
Ростовский аэропорт в начале 70-х годов.

Однако, как говорил Гераклит, все течет, все изменяется... Прошло 25 лет и данное здание аэропорта не только устарело, но не успевало уже справляться в возросшим количеством авиапассажиров. В 100 метрах от здания аэровокзала началось строительство нового пассажирского терминала.

Новое здание аэровокзала было построено в 1977 году по уникальному проекту НИИ «Аэропроект». Уникальность данного сооружения заключается в том, что со стороны привокзальной площади терминал напоминает как бы четыре стоящих на отстое самолёта Ту-144, самого современного пассажирского лайнера в СССР на момент проектирования.

Ростовский аэропорт в 90-е годы.
Ростовский аэропорт в 90-е годы.

Это было, на то время, большое, светлое, красивое и комфортабельное здание. Пропускная способность аэровокзала составляла уже 600 пассажиров в час в российском секторе и 450 пассажиров в час в международном. В здании аэровокзала располагались бизнес-салон и VIP-зал, авиа- и железнодорожные кассы, кафе, киоски по продаже сувениров и периодической печати. В середине 90-х годов добавились пункт обмена валют, а чуть позже банкоматы, стойки проката автомобилей и заказа такси. В терминале находились представительства разных отечественных авиакомпаний Донавиа, S7 Airlines, UTair, Lufthansa, Austrian Airlines, Turkish Airlines, Россия, SCAT, Глобуc.

Аэровокзал Ростова 2000-е годы.
Аэровокзал Ростова 2000-е годы.

В 1986 году ростовскому аэропорту был присвоен статус международного, а регулярные рейсы в зарубежные страны начались с 1991 года.

Аэропорт Ростова.  2000-е годы.
Аэропорт Ростова. 2000-е годы.

Примечателен и тот факт, что здание старого аэровокзала не снесли, оно продолжало свою работу, но уже в нем находились различные аэродромные службы, кабинеты руководителей их и другие офисные помещения аэропорта. Также в нем находился отреставрированный зал для VIP-гостей с выходом их на посадку в самолет.

Старое здание аэровокзала 2015 год.
Старое здание аэровокзала 2015 год.

Ровно 40 лет верой и правдой ростовчанам и гостям города служил ростовский аэропорт. Однако город разрастался. Дома безжалостно наступали на аэропорт. Самолеты стали летать в буквальном смысле слова над крышами граждан.

Решением Правительства РФ, в в 2014 году началось строительство нового аэропорта, отвечающего всем современных международным требованиям, а также нормам и мерам безопасности. Учитывая приближающийся Чемпионат Мира по футболу, игры которого должны пройти, в том числе и в Ростове-на-Дону, проект строительства был включён в Федеральную программу подготовки к проведению Чемпионата мира по футболу в 2018 году, а также в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010—2020 г.).

Строительство нового аэропорта, получившего название "Платов", завершилось в июле 2017 года, а ввод в эксплуатацию и перевод всех рейсов произошел в один день, 7 декабря 2017 года. Данный аэропорт расположен в 29 километрах от города Ростова-на-Дону и в 15 км от города Новочеркасска, в 4 км от станицы Грушевской, вблизи федеральной автотрассы М-4. Назван в честь казачьего атамана Матвея Платова.

Аэропорт "Платов".
Аэропорт "Платов".
Аэропорт Платов.
Аэропорт Платов.
Аэропорт Платов.
Аэропорт Платов.

Конечно новый аэропорт красивый, современный, возведенный по последнему слову техники, однако для меня, как и для многих тысяч ростовчан, он пока еще чужой. Не знаю, смогу ли я полюбить его так, как люблю свой (да, именно свой), до боли родной и любимый старый ростовский аэропорт.

Благодарю за внимание.