Сколько существует общество - столько существуют и преступления. В попытке упорядочить жизнь общества и хоть как-то привести ее к законодательному уровню греческий законодатель Дракон (Драконт), проживавший в Афинах, в 621 г. до н.э. издает первые в истории Афинской республики законы. Отсюда пошло выражение "драконовы законы или драконовы меры", с помощью которого и в современном нам мире обозначают выбор непопулярного, но во многом справедливого и очень строгого наказания для провинившегося.
Драконовы законы стояли на страже имущественных интересов граждан, в основном принадлежащих к господствующему классу. Самое строгое наказание (смертная казнь) полагалось за кражу. Воровство овощей с поля наказывалось также строго, как святотатство или предумышленное убийство. К слову сказать, Дракон, по всей видимости впервые, ввел в обиход законников разграничение между предумышленным и не предумышленным убийствами, а также тем, что совершены в состоянии обороны. Если человек совершал преступление при самообороне, его не наказывали. Но в остальном законы были крайне жестокими и писались едва ли не на крови.
Свидетельством истинно драконовых мер является именно смертная казнь. Если было доказано, что убийца совершил преступление умышленно, то его дело разбирал ареопаг (древнее судилище, названное по месту расположения - холм Арея). Виновного приговаривали к смерти, изгнанию (если пострадавший не умер), забирали в пользу общества все имущество.
Неумышленные преступления рассматривала специальная коллегия из 51 представителя знати, обязательно старше 50 лет. Виновному грозило наказание без конфискации имущества. Если ему удавалось примириться с семьей убитого, то обходились без изгнания.
Наказывались также и животные, по вине которых случилась смерть человека. Их выгоняли за пределы города или топили в море.
Интересно! Если человек вел праздный образ жизни и нигде не работал, но при этом был законопослушным, его также могли наказать. Каждый должен был быть при деле.
Драконт велел выжечь свои законы на огромных таблицах и выставить на обозрение всех. Несмотря на то, что его законы в принципе защищали права богатых граждан, само наличие письменного законодательства ограничивало произвол судей и стало первой ступеней в борьбе демоса и аристократии. Так, Дракон признавал, что право на гражданство Афин имели все люди, могущие содержать себя самостоятельно и служить в тяжело вооруженной армии.
Имеющиеся в распоряжении историков свидетельства о содержании законов Дракона не полны, поскольку сами они не сохранились и упоминаются лишь в трудах Аристотеля.
Не забываем ставить лайк и делиться публикацией в соцсетях!