Канал «Читаю и пишу» есть в Telegram
Нил Гейман сам признался, что в основу этой истории положил «Маугли». Я «Маугли» читала давно, в глубоком детстве, поэтому наверняка не уловила многих аллюзий. Но «История с кладбищем» интересна и сама по себе, в отрыве от базы.
Начинается она как многие американские ужастики: загадочный убийца проник в дом молодой семьи и вырезал всех, кроме одного. Этот «кроме один» — маленький мальчик, ему повезло оказаться достаточно любопытным и шустрым, чтобы ночью вылезти из колыбели и выбраться из ставшего опасным дома через дверь, которую убийца оставил открытой.
Малышу было весело, он полз и полз, пока не дополз до ограды старого кладбища. Он не знал, что убийца шёл за ним и непременно бы поймал, если бы не защита потусторонних созданий. В итоге малыш остался жить на кладбище, получил новых родителей и имя: Никто. Никт, если коротко. Еду и одежду ему обязался приносить наставник-вампир, воспитывать и учить — сами призраки.
Эти события занимают лишь первую главу, остальные рассказывают о жизни Никта на кладбище. Он, постоянно общаясь с потусторонним миром, совершенно не боится вещей, которых должны бояться дети его возраста. Страшные мистические создания — это его быт, его жизнь, рутина. Поэтому и приключения в первой части получаются весёлые, наполненные ребяческим любопытством и открытостью.
Однако Никт взрослеет. Он хочет учиться в обычной школе, сталкивается там с буллингом и не может не вступить с ним в бой. Это ставит под удар его вторую семью. В последних главах ставки ещё выше, и Никту нужно проявить звериную изворотливость, чтобы защитить себя и тех, кто оказался рядом.
Конец получился печальный. Не по сути, но по настроению. Прощаться всегда тяжело, особенно если это прощание навсегда.
«История с кладбищем» не встала для меня в один ряд с «Океаном в конце дороги», зато прекрасно развлекла. Гейман умеет придумывать страшных сказочных существ, в которых веришь и которых боишься (никогда не забуду рассказ «Погремушка Стук-постук»). Умеет он и придумывать героев для борьбы с ними. Не так, чтобы пришёл-увидел-победил, а чтобы с жертвами, с беготнёй и наступающим на пятки страхом. Антураж кладбища ему в этом хорошо помогает.