Лучшие из лучших: «Начало», «Зеленая книга», «Джокер» и другие знаменательные картины.
Второе десятилетие XXI века подходит к концу. Это значит, что сейчас самое время задуматься над тем, какие из вышедших за последние 10 лет фильмов вызвали наибольший резонанс в мировом киносообществе (как, например, недавний «Джокер» Тодда Филлипса) и могут претендовать на лавры будущей классики.
P.S. По одному фильму (разумеется, достойнейшему) на каждый год десятилетия.
«Начало» (2010)
Мало кто станет спорить с тем, что Кристофер Нолан является одним из самых талантливых режиссеров XXI века. Он представил публике реалистичный взгляд на персонажа комиксов Бэтмена в трилогии «Темный рыцарь» (2005-2012) и снял эпическую фантастику «Интерстеллар» (2014), не уступающую легендарной «Космической одиссее» (1968) Стэнли Кубрика, которой она была вдохновлена. Творчество Нолана уникально тем, что оно не делится на авторское и мейнстрим, а находится где-то посередине. Именно поэтому его картины имеют успех как у критиков, так и у зрителей. У Нолана получается делать одновременно умное и эффектное кино. Яркий тому пример – лента «Начало», представляющая собой гибрид фильма-ограбления и научной фантастики (сюжет рассказывает о команде профессиональных воров, которые крадут ценные идеи из разума людей, проникая в их сны). Кто ищет в картине пищу для размышлений – обнаружит ее в глубоких рассуждениях героев о проблеме самосознания; кто хочет зрелищ – будет восхищаться, наблюдая за взрывающимися и переворачивающимися (в прямом смысле) улицами и зданиями Парижа. В «Начале» одно другому не мешает, что не может не радовать; это мастерски сделанный авторский блокбастер, в котором форма и содержание одинаково важны. И более $800 млн мировых кассовых сборов (самый коммерчески успешный оригинальный проект в фильмографии Кристофера Нолана), 4 премии «Оскар» (пускай и в «технических» категориях), а также высокие рейтинги на различных кинопорталах – доказывают, что это так.
«1+1» (2011)
Французская трагикомедия «1+1» (в оригинале фильм называется «Intouchables», то есть «Неприкасаемые») стала неожиданной сенсацией, влюбив в себя зрителей и критиков со всего мира. Как можно объяснить данный феномен? Во-первых, лента основана на реальной истории. Как правило, сюжеты, посвященные событиям, которые происходили на самом деле, цепляют публику куда больше, чем те, что рассказывают о вымышленных героях и их проблемах. Во-вторых, душевность картины и ее замечательные персонажи. Многие полюбили фильм за его доброту и искренность, которые в том числе излучают актеры Франсуа Клюзе и Омар Си, сыгравшие таких разных, но оказавшихся очень нужными друг другу героев – богатого аристократа-инвалида Филиппа и его простодушного помощника Дрисса. В-третьих, в «1+1» комедия и драма отлично уживаются вместе. Тот редкий случай, когда при просмотре хочется и смеяться, и плакать одновременно. «1+1» – явное доказательство того, что простые человеческие истории тоже могут быть невероятно успешными. Фильм Оливье Накаша и Эрика Толедано оставляет после массу положительных эмоций. Именно поэтому к нему хочется возвращаться вновь и вновь! Возможно, в этом и заключается его главная прелесть.
«Джанго освобожденный» (2012)
Своим «Джанго освобожденным», собравшем в прокате свыше $400 млн и отмеченным двумя «Оскарами» (в номинациях «Лучший сценарий» и «Лучшая мужская роль второго плана» – Кристоф Вальц), Квентин Тарантино вернул долгое время считавшийся «вымершим» жанр вестерн обратно в строй. Картина, которая могла бы оказаться типичной историей о приключениях бравых ковбоев с Дикого Запада, возьмись ее снимать кто-то другой, в руках режиссера, известного своей любовью к постмодернизму, превратилась в увлекательный трехчасовой фильм о мести с литрами бутафорской крови, бесцеремонным юмором и современной рэп-музыкой в качестве основного саундтрека. Вышедшая тремя годами позже «Омерзительная восьмерка», у руля которой стоял все тот же Тарантино, получилась уже не такой развязной и самобытной, хоть и, несомненно, очень качественной работой.
Читайте также: 15 фильмов с крутейшими спецэффектами
«Гравитация» (2013)
Фантастический триллер Альфонсо Куарона о женщине-астронавте, которая пытается выжить в открытом космосе, уникален хотя бы потому, что это единственный в своем роде фильм, являющийся не только первоклассным аттракционом с превосходнейшими спецэффектами, но и мощной драмой о несломленности человеческого духа. Подобное сочетание несочетаемого (развлекательного блокбастера с умными мыслями, заложенными в его сюжет) в современном массовом кино приходится наблюдать не так часто, поэтому такие картины, как «Гравитация», сейчас на вес золота. Тем более приятно осознавать, что лента Куарона не осталась незамеченной Американской академией киноискусств «Оскар», отметившей ее аж семью (!) статуэтками, в том числе за лучшую режиссуру.
«Отель "Гранд Будапешт"» (2014)
Фильмы Уэса Андерсона отличаются своей сочной картинкой и строгой симметрией кадра. Именно поэтому от них невозможно оторвать глаз. В «Отеле "Гранд Будапешт"», пожалуй, одном из самых изобретательных и изысканных кинопроизведений XXI века, педантичность режиссера в работе над изображением достигает небывалых высот: герои и предметы расположены в пространстве кадра таким образом, что время от времени кажется, будто бы мы находимся в художественной галерее на выставке какого-нибудь великого живописца. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь Андерсон тоже в некотором роде художник, пускай и кинематографического профиля. Ну, а «Отель "Гранд Будапешт"», в свою очередь, картина, которую он написал. Одним словом, искусство.
«Безумный Макс: Дорога ярости» (2015)
Казалось бы, глупо надеяться, что из фильма, пробывшего в «производственном аду» почти 20 лет, может выйти что-то дельное. Тем более, когда речь идет о продолжении франшизы «Безумный Макс», пик популярности которой пришелся на 80-е годы. Одним из немногих, кто верил в проект несмотря ни на что, был его режиссер Джордж Миллер. Чутье не подвело постановщика: постапокалиптический боевик «Безумный Макс: Дорога ярости» произвел настоящий фурор, получив высокие оценки критиков и зрителей, не говоря уже о том, что был удостоен шести премий (правда, исключительно в «технических» номинациях) «Оскар»! Лента Миллера представляет собой удивительное зрелище, ведь основным двигателем ее сюжета выступает экшен высокой пробы. «Дорога ярости» построена на действии, которое не прекращается ни на минуту. Фильм, равно как и его герои, находится в постоянном движении, чему способствует его динамический монтаж. А что, по сути, есть кино, если не движение? Миллер понимает это как никто другой.
«Ла-Ла Ленд» (2016)
Если Тарантино вдохнул новую жизнь в жанр вестерна, то Дэмьен Шазелл возродил интерес публики к мюзиклам. «Ла-Ла Ленд» – завораживающее своей безумной визуальной красотой и виртуозной постановкой танцевальных номеров кино о любви, мечте и музыке. Фильм Шазелла является классической историей взлетов и падений, но завернутой в оболочку музыкальной мелодрамы. Созданием «Ла-Ла Ленда» режиссер отдал дань уважения голливудским мюзиклам прошлого века, таким как «Поющие под дождем» (1952), «Шербурские зонтики» (1964) и другим. Именно поэтому лента наполнена визуальными цитатами на эти картины. Однако нельзя отрицать, что триумфа «Ла-Ла Ленда» могло и не быть, если бы не успех предыдущей работы Шазелла – драмы о барабанщике «Одержимость» (2013). Хотя «Ла-Ла Ленд» и уступил «Оскар» за лучший фильм «Лунному свету» Барри Дженкинса, он навсегда покорил сердца зрителей.
Читайте также: 10 ожидаемых фильмов, застрявших в «производственном аду»
«Три билборда на границе Эббинга, Миссури» (2017)
Остросюжетная драма Мартина Макдоны о борьбе матери-одиночки с законниками, отказывающимися помогать ей в поисках убийц ее дочери, интересна не столько своей социальной проблематикой, сколько своим смелым подходом к теме человеческого безразличия. «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» предлагает взглянуть на проблему бездействия сквозь призму внутренних переживаний главной героини в исполнении Фрэнсис МакДорманд, вынужденной в одиночку противостоять несправедливой системе, которую в фильме олицетворяют шериф и офицер полиции, сыгранные Вуди Харрельсоном и Сэмом Рокуэллом. Как нетрудно догадаться, движущей силой картины являются актеры. Вообще, «Три билборда…» одна из немногих киноработ нового времени, в которой каждый из артистов выкладывается по максимуму, буквально выжимая из себя все соки. Американские академики не дадут соврать: фильм получил два «Оскара» – и оба за актерскую игру («Лучшая женская роль – Фрэнсис МакДорманд и «Лучшая мужская роль второго плана – Сэм Рокуэлл; Вуди Харрельсон обошелся номинацией, причем в той же категории, в которой победил Рокуэлл).
«Зеленая книга» (2018)
Как и «1+1» (2011), комедийное роуд-муви «Зеленая книга» очаровало всех своей трогательной историей (между прочим, тоже основанной на реальных событиях) о дружбе двух противоположностей. Хотя фильм режиссера Питера Фаррелли (того самого, что когда-то прославился созданием отвязных комедий с шутками ниже пояса (ленты «Тупой и еще тупее» и «Я, снова я и Ирэн») в тандеме со своим братом Бобби Фаррелли) не обделен юмором, которым наполнены почти все диалоги (кстати говоря, получившиеся очень жизненными) между главными герои, это не значит, что он держится исключительно на нем. Например, «Зеленая книга» отлично работает как воспитательная драма: по ходу развития сюжета оба персонажа – утонченный пианист-афроамериканец и его неотесанный водитель-грубиян с расистскими (тем удивительнее, что кино вышло антирасистским) наклонностями – меняются в лучшую сторону благодаря советам друг друга (ну, и магической силе искусства). А еще это первый за долгое время обладатель «Оскара» за лучший фильм, который, кажется, пришелся по душе всем – и критикам, и зрителям, и академикам.
«Джокер» (2019)
С победы на 76-м Венецианском кинофестивале внимание мирового киносообщества было и продолжает быть прикованным по сей день к «Джокеру» Тодда Филлипса – самой резонансной картине этого года, которую уже сейчас многие эксперты называют будущей классикой. Наблюдая за тем, как лента о главном злодее комиксов о Бэтмене, больном маньяке в гриме клоуна, возвышается в рейтинге лучших фильмов всех времен на различных ресурсах и собирает огромную кассу, понимаешь, что публика готова к чему-то новому. В эпоху красочных супергеройских блокбастеров от Marvel выпуск такого нестандартного проекта, как мрачный и реалистичный «Джокер», можно считать совершенно беспрецедентным событием. Хочется верить, что не единичным, и в будущем подобных смелых жанровых экспериментов будет выходить только больше. «Джокер» – это универсальное кино, которое понравится не только любителям комиксов, но и тем, кто прежде их никогда не читал. Ведь Тодд Филлипс снял фильм не столько о Джокере, сколько о прогнившем до основания обществе, по вине которого на свет и появляются такие психопаты. Блистательный перформанс Хоакина Феникса почти со стопроцентной вероятностью будет удостоен премии «Оскар» на грядущей 92-й церемонии вручения наград американской киноакадемии.