Традиционно (изревле, с давних пор, так повелось — нужное, как говорится, подчеркнуть), если социальная группа, в которую человек входит, исповедует определенную религию, то он тоже обязан её исповедывать. Рождённому в общине просто невдомёк, что верить можно как-то иначе. О других религиях он, конечно, может что-то слышать, но непременно считать их чем-то странным — ведь чем-то странным (а то и враждебным) их считают все окружающие, включая и дедушку с бабушкой, и папу с мамой. Верования предков не могут быть неправильными — а как же иначе, ведь это верования твоих предков.
Попутно у человека начинает складываться убеждение, что традиции, практикуемые в общине, придуманы не им и не ему их отменять. Ведь община жила так всегда, и кто он такой, чтобы будучи её членом жить как-то иначе. Многие проносят это убеждение через всю жизнь, совершенно не подвергая пересмотру старые традиции, либо меняя их весьма незначительно. Это неплохая тактика, помогающая общине выживать и устранять конкурентов.
Времена меняются, народы сменяют народы, традиции меняют традиции, а человеку до сих пор наиболее комфортно жить среди своих, в своей семье (доме, улице, городе, стране — нужное подчеркнуть). Но во все времена были и такие, которым не сиделось на месте. Кому-то не нравились царящие в социальной группе нравы, вождь… да что угодно — и просто хотелось чего-то лучшего. Эти люди легче, чем большинство, могли перенимать что-то интересное от соседей, способствовать культурному обмену, двигать науку наконец. Если их, конечно, не изгоняли или не сжигали на костре.
Если доля традиционализма помогает социальной группе выжить здесь и сейчас, то готовность воспринимать что-то новое, непривычное и нетрадиционное помогает лучше уживаться с соседями. Правда, не всегда. И этот факт настораживает приверженцев традиций, заставляя их зажигать упомянутые костры, но, тем не менее, не мешает появляться очередным «нарушителям традиций» и «возмутителям спокойствия». И это, братцы, хорошо.
Или нет?
(взято из моего ЖЖ)