Про редкую картину можно сказать: «Я назову точную дату, когда впервые ее увидел», да и практической пользы никакой, но каждый экземпляр редкий и заслуживает внимания хотя бы из-за того, что просто существует. Антинатурализм, серебряные тела, портрет деда и драматичный пейзаж в моей подборке лучших картин Эль Греко.
Серебряный Иисус
Эта работа является одной из многих «подлинных копий», сделанных в мастерской Греко. Она воспроизводит композицию известной алтарной работы, сделанной художником для Толедского собора, благодаря которому он имел такой успех в Испании. Джизас представлен на вершине Голгофы, одетый в хитон, который с него вот вот сорвут, толпа приближается, а атмосфера накаляется. Если сравнить копию и оригинал, можно проследить эволюцию Греко в сторону более мягких оттенков и чистых цветов.
Портрет деда
Некоторые искусствоведы предполагают, что это портрет самого Греко, что вполне вероятно. Перед нами персонаж шестидесяти лет, в одежде отделанной мехом типичной для мужского гардероба той эпохи. Это стиль, когда не знаешь, где закончится твой вечер: дома у печурки или на балу. Воротничок на все случаи жизни. Вроде торжественный, но в то же время сдержанный, и только глаза с секретом выдают в портрете художника. Греко считается родоначальником психологического портрета в Испании. Все его персонажи одеты в чёрное, а в центре композиции находятся жесты и взгляд.
Помпезные похороны
Эта картина была написана в память о похоронах графа Оргаса в начале XIV века. Граф был настолько крут, знаменит и богат, что на церемонии погребения появляются святые: Стефан и Августин в золотых одеждах, которые бережно упаковывают в саван останки графа. Греко четко разделил сцену на две зоны, но земной и небесный миры, кажется встречаются игрой взглядов и рук. Эта работа была известна ещё при жизни Эль Греко.
Город Грозный
Греко нарисовал только два пейзажа за всю художественную карьеру. Видение города художником очень личное, он не ищет топографической точности пейзажа. В частности мы видим силуэт собора, который невозможно увидеть с этого ракурса. Это очень экспрессионистский пейзаж, нарисованный ещё задолго до появления художников экспрессионистов. Атмосфера кажется угрожающей и драматичной, доминируют холодные оттенки. Расположенный между небом и землей, город предстаёт перед нами как божественное видение.