Найти тему
Винрарт

4 картины Эль Греко: стартер пак, чтобы не прослыть невеждой

Оглавление

Про редкую картину можно сказать: «Я назову точную дату, когда впервые ее увидел», да и практической пользы никакой, но каждый экземпляр редкий и заслуживает внимания хотя бы из-за того, что просто существует. Антинатурализм, серебряные тела, портрет деда и драматичный пейзаж в моей подборке лучших картин Эль Греко.

Серебряный Иисус

Совлечение одежд с Христа, 1577—1580, холст, масло, 285х173 см, Толедский собор. Фото : National Trust Photographic Library / John Hammond / Bridgeman Images.
Совлечение одежд с Христа, 1577—1580, холст, масло, 285х173 см, Толедский собор. Фото : National Trust Photographic Library / John Hammond / Bridgeman Images.

Эта работа является одной из многих «подлинных копий», сделанных в мастерской Греко. Она воспроизводит композицию известной алтарной работы, сделанной художником для Толедского собора, благодаря которому он имел такой успех в Испании. Джизас представлен на вершине Голгофы, одетый в хитон, который с него вот вот сорвут, толпа приближается, а атмосфера накаляется. Если сравнить копию и оригинал, можно проследить эволюцию Греко в сторону более мягких оттенков и чистых цветов.

Портрет деда

Портрет старика, приблизительно 1595—1600, холст, масло, Метрополитен- музей, Нью-Йорк-Йорк. Фото : Metropolitan museum of art, New York.
Портрет старика, приблизительно 1595—1600, холст, масло, Метрополитен- музей, Нью-Йорк-Йорк. Фото : Metropolitan museum of art, New York.

Некоторые искусствоведы предполагают, что это портрет самого Греко, что вполне вероятно. Перед нами персонаж шестидесяти лет, в одежде отделанной мехом типичной для мужского гардероба той эпохи. Это стиль, когда не знаешь, где закончится твой вечер: дома у печурки или на балу. Воротничок на все случаи жизни. Вроде торжественный, но в то же время сдержанный, и только глаза с секретом выдают в портрете художника. Греко считается родоначальником психологического портрета в Испании. Все его персонажи одеты в чёрное, а в центре композиции находятся жесты и взгляд.

Помпезные похороны

Погребение графа Оргаса (1586—1588), холст, масло, 480х360 см, церковь Сан-Томе, Толедо. Фото: © Francis Cormon / hémis.
Погребение графа Оргаса (1586—1588), холст, масло, 480х360 см, церковь Сан-Томе, Толедо. Фото: © Francis Cormon / hémis.

Эта картина была написана в память о похоронах графа Оргаса в начале XIV века. Граф был настолько крут, знаменит и богат, что на церемонии погребения появляются святые: Стефан и Августин в золотых одеждах, которые бережно упаковывают в саван останки графа. Греко четко разделил сцену на две зоны, но земной и небесный миры, кажется встречаются игрой взглядов и рук. Эта работа была известна ещё при жизни Эль Греко.

Город Грозный

Вид Толедо, около 1596—1600, холст, масло, 47,75х42,75 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Фото: Metropolitan museum of art, New York.
Вид Толедо, около 1596—1600, холст, масло, 47,75х42,75 см, Метрополитен-музей, Нью-Йорк. Фото: Metropolitan museum of art, New York.

Греко нарисовал только два пейзажа за всю художественную карьеру. Видение города художником очень личное, он не ищет топографической точности пейзажа. В частности мы видим силуэт собора, который невозможно увидеть с этого ракурса. Это очень экспрессионистский пейзаж, нарисованный ещё задолго до появления художников экспрессионистов. Атмосфера кажется угрожающей и драматичной, доминируют холодные оттенки. Расположенный между небом и землей, город предстаёт перед нами как божественное видение.