Найти в Дзене
Заметки

SpaceX vs NASA. Смогут ли частники конкурировать с космическим агенством?

" У мира появится счастливая возможность стать свидетелем космической гонки нового типа в начале 2020-х годов, причем гонка будет разворачиваться не между двумя сверхдержавами, а между государственными и частными проектами." Такое заявление сделал писатель Марк Р. Уитингтон для издания The Hill. И таких заявлений, всякого рода миллионеров и миллиардеров последнее время очень много. И возникает вопрос: В ближайшее 10 лет появятся компании частным образом исследующие космос и небесные тела на коммерческой основе(путешествия, добыча полезных ископаемых и т.п.)?

Ракета Falcon Havy частной компании SpaceX
Ракета Falcon Havy частной компании SpaceX

Начнем с того, что в мире существует 52 государственных космических агенства, даже Бангледеш имеет свое агенство. Бюджеты этих агентств миллионы и миллиарды долларов США. Не говоря уже о большой шестерке Роскосмос, NASA, EKA, CNSA, JAXA, ISRO (Россия, США, ЕС, Китай, Япония, Индия) имеющие в своем арсенале космодромы для запуска ракет. И пока они не против запускать(побывать запускать) коммерческие проекты за определенную плату.

Ракета Antares компании Orbital Scaince
Ракета Antares компании Orbital Scaince

Частных космических компаний всего 7, причем все находятся в США. Правда запуски производят только 2 компании Orbital и SpaceX, ракеты Antares и Falcon соответственно. В феврале 2018 года, даже был произведен успешный запуск Falcon Heavy сверхтяжелой ракеты носителя позволяющей выводить на орбиту 64 тонны груза - таких ракет сегодня нет ни у кого. Но вот не задача, никто почему то не выстраивается в очередь к тому же Илону Маску, почему?

Единственный коммерческий груз в космосе автомобиль Tesla с манекеном в скафандре
Единственный коммерческий груз в космосе автомобиль Tesla с манекеном в скафандре

Если взглянуть на показатели, то увидим что по сравнению с тем же "Роскосмосом" вывод тонны полезного груза на орбиту у частников дешевле. И по началу тот же SpaceX даже сравнялся по количеству запусков с русскими (2017 год по 20), а потом все чуть ли не заглохло. В чем же дело? Дело в ракетах и задачах. Частные ракеты, состоят в основном из устаревших, но проверенны компонентов Роскосмоса NASA и EKA, своего в них только грузовая капсула. И теоретически как бы можно вложить деньги в развитие технологий, но для чего?

Старенький "Союз" надежнее всего
Старенький "Союз" надежнее всего

Одно дело запускать спутники и грузы на низкую или геопереходную орбиту, другое дело запускать туда людей. Как бы с запуском людей проблем нет, есть проблемы с их возвратом, точнее проблемы со стоимостью такого запуска, у частников он почти в 4 раза дороже, и пока не одни испытания таких запусков не увенчались успехом. То есть даже полет к МКС возможен только с "мертвым" грузом на борту. Но даже если удастся запускать корабли с людьми на борту, вопрос куда? Запуск корабля "Союз" стоит порядка $65-70 млн., просто на пару часов поглядеть на землю с орбиты, дороговато (в капсуле 4 места, пусть 3 из них туристы) $24 млн. с человека. Строительство космической станции-гостиницы это десятки миллиардов и опять же окупаемость ее под большим вопросом.

Один из проектов базы на Луне.
Один из проектов базы на Луне.

Вот и получается, государство и радо бы спихнуть с бюджета разработку и строительство космических кораблей на частников, но вот частникам для коммерческой успешности нужен огромный объект в космосе, будь то стройплощадка на орбите, спутник или астероид, к которому можно совершать регулярные рейсы, а такого нет. Поэтому когда NASA запросило сверх бюджета еще $20 млрд. на разработку лунной программы, оно их получило из бюджета США. А вот частники вряд ли смогут собрать со своих акционеров такую сумму на всего лишь разработку. Так что гонки никакой не предвидеться в обозримом будущем.

Если статья была интересна ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь своим мнением, оно очень важно для повышения качества статей