Начало статьи тут
Были среди них и специалисты по огранке, гравировке и резьбе по драгоценным камням. Монеты чеканились, и лапидары составляли основную отрасль промышленности. Золото также вызвало интерес государства, и в 1824 году царь Александр I (1777-1825) стал первым царствующим монархом, посетившим Урал. Он побывал на фабриках, Лабораторию и Берёзовские золотые прииски, где даже поработал некоторое время, взявшись за руль шахтера.
Правительство поощряло научные экспедиции и исследования региона, к участию в которых были приглашены геологи, ботаники, астрономы, картографы, металлурги, историки и этнографы. Одним из важных посетителей был Александр фон Гумбольдт (1769-1859), выдающийся немецкий натуралист и геолог и ученый, который уже изучал геологию Центральной и Южной Америки.
Гумбольт был приглашен министром финансов и согласился на визит весной 1829 года. Его партия ездила в двух вагонах из Берлина, договариваясь о снегу, льду, реках и смывая дороги. Прибыв в Екатеринбург после трудного путешествия, участники вечеринки посетили екатеринбургские императорские границы и позолоченные стирки Сабровского.
Гумбольдт заметил сходство местной геологии с бразильской и обсудил это с графом Полером, которому принадлежат золотые месторождения на восточных склонах Урала. Это сходство заставило Гумбольдта поверить, что существует большая вероятность обнаружения алмазов в этом регионе. Полиер немедленно приказал своему надзирателю начать обыск. Четыре дня спустя, первый уральский алмаз был обнаружен и еще два были найдены в 1831 году.
С мая по ноябрь 1829 года Гумбольдт вместе со своими избранниками Густавом Розе и К. Г. Эренбергом пересекли пространства Российской империи от Невы до Енисея. Совершив за двадцать пять недель путешествие длиною 9600 миль. Путешествие, хотя оно и проходило под патронажем российского правительства, было слишком быстрым, чтобы принести большую научную пользу. Важнейшими его результатами стали коррекция преувеличенной оценки высоты Центрально - азиатского плато и обнаружение алмазов на Урале.
Хотя алмазы в этом районе оставались редкими. Доклад Гумбольдта об отдаленных районах Урала и алмазная находка привлекли большое волнение и повышенный интерес к драгоценным камням этого района. Если бы Гумбольдт проводил больше времени в этом регионе, он, возможно, обнаружил бы первые изумруды или даже александриты. Однако первые изумруды обнаружил местный крестьянин Максим Стефанович Кожевников (1799 - 1865).
Пройдя 23 января 1831 года по лесу вдоль берега реки Токовой, он обнаружил зеленые камни в корнях дерева, срубленного штормом. Он привез камни в Екатеринбург, где их опознал как изумруды директор лапидарного завода Коковин Яков Васильевич (1787-1840).
В течение года на реке Токовой велось производство изумрудных котловин "Изумрудные Копи". Здесь добывали не только изумруды, но и желтый фенакит, голубой аквамарин, сине-зеленый флюорит, светло-зеленый апатит и красный рутил. Были также обнаружены некоторые из крупнейших в мире минералов (до сорока сантиметров в поперечнике).
Русская аристократия одержима вновь обретенными драгоценными камнями своей страны. Николай I немедленно издал указ о том, что все лучшие драгоценные камни должны быть переданы императорскому гранильнику в Екатеринбурге. Готовые камни должны были быть отправлены во дворец в Санкт-Петербурге.
Несколько лет спустя, в 1833 году, в недавно открытых изумрудных шахтах под Екатеринбургом был обнаружен необычный новый камень (александрит). Имя первого человека, который на самом деле нашел этот камень, было потеряно в тумане времени. Однако первым, кто привлек к нему внимание общественности и обеспечил его вечную связь с Императорской Фамилией, был граф Лев Алексеевич Перовский (1792-1856).
Перовский был близок к Николаю I и позже стал вице-президентом удельного ведомства (1852-1856), созданного для управления имениями и доходами Императорской Фамилии. Управление Аппанажа также отвечало за изготовление многочисленных драгоценных сувениров, которые были розданы царем в качестве наград.
Перовский внес значительный вклад в развитие гранильной и горнодобывающей промышленности России, многие новые месторождения были открыты по инициативе Перовского. В 1839 году немецкий минералог Густав Роуз даже назвал в его честь новый уральский минерал (перовскит).
Но, прежде всего, Перовский был страстным коллекционером, и одной из его страстей были минералы и драгоценные камни. Он часто пользовался своим званием, чтобы удостовериться, что все лучшие камни поступили в департамент Аппанажа, а затем нашли свой дом в частной коллекции. Пытаясь получить определенные образцы, Перовский использовал взятки или любые другие нечестные средства. Как отмечали его современники, его шпионами и агентами были многие должностные лица департамента.
В очерке А.Е. Ферсмана (1883-1945) "Изумруд Коковина" Фершман пишет, что директор гранильника Яков Коковин украл уникальный изумруд. Осужденный Коковин был вынужден покончить жизнь самоубийством в тюрьме города Екатеринбурга. Но после смерти Перовского в 1856 году тот же камень, что и "изумруд Коковина", был найден в знаменитой коллекции уникальных образцов в Перовском!
Согласно широко известной, но противоречивой истории, Александрит был открыт финским минералогом Густавом Норденшельдом (1792-18666) 17 апреля 1834 года.
В день 16-ти летия Александра цесаревича и назван Александритом в честь будущего царя Российской империи.
Компания Nordenskjold описала и обнаружила ряд полезных ископаемых, некоторые из которых являются новыми, а некоторые ранее неизвестными в России. Он также опубликовал ряд статей в зарубежных журналах, а затем открыл для себя и назвал зеленого андрадита как алмаз.
Его репутация закрепилась далеко за пределами России и Скандинавии, и никто не смог конкурировать со знаниями Норденшельда в области минералогии. Именно к Норденшельду обратился Перовский, когда ему понадобился человек, обладающий обширными знаниями о драгоценных камнях.
Александр II унаследовал престол, став императором Российской империи с 3 марта 1855 года до своего убийства в 1881 году. Хотя именно Норденшельд открыл для себя Александрит, он не мог обнаружить и назвать его именем в день рождения Александра. Первоначальное открытие произошло в результате исследования вновь обнаруженного образца минерала, полученного им от Перовского, который он сначала идентифицировал как изумруд.
Смущенный высокой твердостью, он решил продолжить свои исследования. Позже вечером, глядя на образец при свечах, он был удивлен, что цвет камня изменился на малиновый, а не зеленый. Позже он подтвердил открытие нового сорта хризоберилла и предложил название "диафанит" (от греческого "ди" - два и "Афаны", - невидимый или "фан", появиться или показать).
Однако у Перовского были свои планы. Он воспользовался редким экземпляром, чтобы вписаться в Императорскую семью, подарив ее будущему царю и назвав в его честь 17 апреля 1834 года Александритом.
Через три года побывал на Урале великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II. 26 мая 1837 года партия прибыла на границу, отделяющую Европу от Азии, и отправилась в Екатеринбург.
Во время посещения Александру были показаны одни из самых впечатляющих камней, которые здесь добывались, включая Александриты. Но только в 1842 году под именем Александрита впервые было опубликовано описание хризоберилла, изменяющего цвет.
Оглядываясь назад, можно предположить, что имя Александрит, было выбрано случайно. Александрит мог бы не достичь такого выдающегося положения, если бы он не был так неразрывно связан с царем Александром и концом русской монархии. Зеленый днем, красный ночью, "зеленое утро, полное надежды" и красный, - цвет крови и конец русской монархии.