Найти в Дзене
МХАТ им. М. Горького

Татьяна Ярошевская: «Сегодня МХАТ – точка роста для России во всех смыслах»

О позиции легендарного театра, самых ожидаемых премьерах сезона и личной миссии рассказала в интервью пресс-службе МХАТ им. М. Горького исполнительный директор театра Татьяна Ярошевская.

МХАТ: Татьяна Львовна, у вас большой опыт работы в культурной сфере. Вы – серьезный управленец. Прошёл месяц после вашего назначения исполнительным директором МХАТ им. М. Горького – легендарного театра, основанного Станиславским и Немировичем-Данченко. Каково ваше видение интеграции театра в культурное пространство столицы?

ТЯ: Я считаю, что для МХАТ это слишком узкие рамки. Театр должен быть интегрирован в пространство мирового театрального искусства и, совершенно однозначно, в пространство России. Сегодня МХАТ – точка роста для страны во всех смыслах. Мы опираемся на традиции, но смотрим в будущее. Не устану повторять: мы продолжаем то, что сделала Татьяна Васильевна Доронина, – идёт ли речь о репертуаре или о премьерных спектаклях. Хотите понять, что такое МХАТ сегодня – посмотрите премьерный спектакль «Последний срок» по Распутину. В нём задано направление, в котором будет развиваться наш театр.

Не устану повторять: мы продолжаем то, что сделала Татьяна Васильевна Доронина, – идёт ли речь о репертуаре или о премьерных спектаклях.

МХАТ: Расскажите о проекте «Открытые сцены». Цель состоит в том, чтобы расширить границы театра и сделать его открытым для новой аудитории?

ТЯ: «Открытые сцены» – это МХАТ, открытый для зрителей, для партнеров, для города. Здание на Тверской, 22, – уникальное произведение архитектуры, восходящее к модерну начала прошлого века, но при этом очень современное. Внешне оно производит монументальное, величественное впечатление, а внутри погружает в уютную, комфортную обстановку. Когда вы оказываетесь внутри здания, открывается подлинный замысел архитектора: с одной стороны – храм, с другой – демократичное по духу пространство. Раньше двери МХАТ открывались только перед спектаклем, все остальное время они были закрыты. На мой взгляд, это сильное упущение – не использовать такое пространство. Мы находимся в центре Москвы и понимаем, что расположены крайне удачно для того, чтобы удовлетворять самые разнообразные потребности горожан: выпить кофе, купить книгу, посетить интересную лекцию, просто зайти и посмотреть на интерьеры театра.

Конечно, МХАТ заинтересован в новом зрителе. Поэтому в проекте «Открытые сцены» два направления. В рамках первого мы привлекаем нового зрителя, предлагая ему уникальный контент. Темы, которые поднимаются нами, может быть, не самые популярные в сегодняшней повестке дня; людям часто жалко тратить на них свое время – это с одной стороны. С другой, нас с утра до ночи захлестывает поток сознательного и бессознательного, людям все сложнее воспринимать информацию. Мы не защищены от информационного поля, в котором существуем, неустойчивы к его визуальной составляющей – агрессивной витринной картинке. И если мы начинаем говорить о жизни, о смерти, о боли, о любви, то конечно, эти темы требуют очень серьезного обсуждения. Наша позиция: нужно разговаривать о важных вещах, нужно укреплять фундамент, на котором стоит человек.

Приглашенные нами лекторы выступают на темы, о которых сегодня не принято говорить. Например, вчера на лекции Александра Проханова шла речь о «русской мечте». Вы можете сказать: «Ну, какая "русская мечта", когда столько проблем? Не время говорить об этом». Но для тех, кто присутствовал на лекции, многое встало на свои места. Другой пример – Александр Дугин, философ. Он дал ясное представление о сложнейшей картине мира, и лично меня это вдохновляет.

МХАТ: А какое второе направление «Открытых сцен»?

Второе направление «Открытых сцен» – это работа с артистами. Сегодня для того, чтобы быть убедительным – а артист обязан быть убедительным, потому что он главный посредник в передаче художественной или философской мысли, – он должен быть готов к реализации любой задачи, которую ставит режиссер. Поэтому мы хотим, чтобы артисты посещали те лекции, которые сейчас проходят на «Открытых сценах», чтобы они думали, рассуждали и, помимо прочего, познакомились с телесными практиками и танцами. Мы хотим, чтобы наша труппа была отлично подготовлена и сильна во всех отношениях, способна решать самые трудные творческие задачи.

МХАТ: Кто ваши любимые актеры?

ТЯ: Конечно, уходящее поколение, на котором я выросла – Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Лия Ахеджакова. Если говорить о театральных актерах, то это точно весь старый МХАТ, портреты этих артистов висят у нас в дирекции. Когда я была маленькая, по телевизору показывали театральные спектакли, которые мы смотрели неоднократно. «Соло для часов с боем» – спектакль, который я видела раз 50 точно. Я помню его до мельчайших подробностей: всех актеров с их удивительными голосами, театральной пластикой, интеллигентностью. Это невероятная школа, это осмысленность каждого поворота головы, каждого взгляда, вздоха. Я всегда сопереживала происходящему на сцене и верила театру. Я очень добрый зритель, потому что всегда помню, что за каждой театральной постановкой стоит много работы, большой труд. По этой причине я всегда с удовольствием хожу в театр. Не хочется показаться консервативной, но я безусловный сторонник академического театра. Моя память возвращает меня во времена того театрального рассвета, когда был настоящий психологический театр, когда зритель вел внутренний диалог с самим собой. И мне этого сейчас очень не хватает. В МХАТ будут продолжаться традиции классической театральной школы, и это будет не просто преемственность, но и движение вперед. Потому что это безусловные ценности, своего рода миссионерство.

МХАТ: В этом сезоне художественный руководитель театра Эдуард Бояков заявил о 20 премьерах. Расскажите о них.

ТЯ: Вы прекрасно понимаете, что 20 премьер в сезоне – задача сверхсложная. Самая ожидаемая премьера – реконструкция легендарной «Синей птицы». Только в нашем театре идет единственный сохранившийся спектакль Станиславского. Я считаю, что это главная ценность, эталонный спектакль нашего театра, абсолютно аутентичный, бережно сохраненный в соответствии с замыслами его создателей. Это доступный для всех учебник по театральному искусству. Если вы хотите посмотреть, как работают все театральные механизмы, начиная со звука, света, сценографии и заканчивая пластикой тела – приходите смотреть «Синюю птицу».

Другая важная для меня премьера – «На дне» Максима Горького в постановке Андрея Кончаловского. В свое время, классе в 7-8-м, я прочитала все 25 томов собрания сочинений Горького. Поэтому, зная масштаб Кончаловского, посмотрев его последние работы, я с нетерпением буду ждать этой премьеры.

Или, например, «Лавр» Евгения Водолазкина, инсценировку которого ставит наш худрук Эдуард Бояков. Когда я прочитала роман «Лавр», я поняла, что это одна из главных книг в моей жизни. Поэтому я с нетерпением жду эту постановку.

Мне нравится наш поэтический проект на Третьей сцене, когда удивительные поэты, с космическим чувством мира черпают неземную энергию и передают ее зрителям. Мы даже не догадываемся, какие могут существовать вокруг нас и внутри нас миры, а они в этих мирах живут. Вот вам уникальное предложение МХАТ: приходите и слушайте.

Герои спектакля «Синяя птица». На фотографии артисты МХАТ: Тимур Дружков, Артемий Оя,  Ирина Архипова, Александр Карпенко, Наталья Пирогова, Анастасия Рубеко, Екатерина Черевко, Мария Янко, Роман Титов, Александр Удалов,
Герои спектакля «Синяя птица». На фотографии артисты МХАТ: Тимур Дружков, Артемий Оя, Ирина Архипова, Александр Карпенко, Наталья Пирогова, Анастасия Рубеко, Екатерина Черевко, Мария Янко, Роман Титов, Александр Удалов,
Я считаю, что это главная ценность, эталонный спектакль нашего театра, абсолютно аутентичный, бережно сохраненный в соответствии с замыслами его создателей.

МХАТ: Как возник ваш творческий союз с Эдуардом Бояковым?

ТЯ: Эдуарда я знаю давно как человека творческого, знакома с его проектами. Мне всегда была интересна его яркая противоречивая фигура. Для меня он, безусловно, эксперт, его жизненный опыт заслуживает большого уважения. Мы вместе осуществили большой проект, который называется «Исследование культурной среды Екатеринбурга». И в день презентации нашего проекта в Ельцин центре Эдуарду вдруг позвонили из Министерства культуры и сообщили, что согласована его кандидатура на художественное руководство МХАТ им. М. Горького. Я подумала: какое это счастье для всех – для театра и для культуры в целом! Эдуард умеет вдохновлять и получать результат – а это самое главное.

Спустя некоторое время он предложил мне должность директора театра. Честно скажу, что для меня это был очень серьезный вызов – я понимала, какая это колоссальная ответственность. Поэтому прежде чем принять приглашение Эдуарда, я очень долго его обдумывала, разговаривала сама с собой. И это был честный разговор: с огромными душевными затратами, через недовольство собой.

В общем, Эдуард попросил приехать в гости и посетить театр. Я решила воспользоваться предложением, чтобы посмотреть какой-нибудь спектакль. И я поняла, что для Эдуарда нужно создать условия, чтобы он занимался творческой работой. Потому что реконструкция требует ежедневного участия. И я ответила на свой вопрос. Я могу быть полезной театру и Эдуарду. Мне очень нравится то, что он делает. Я созвучна этой позиции. У меня есть план, как можно все это превратить в то самое творческое открытое пространство. И я сказала: да, оставляю семью, друзей, ритм жизни и – поехала. Я поняла, что житейский комфорт – ничто по сравнению с душевным, который я получила. Когда ты делаешь дело, видишь результат своего труда, когда ты имеешь таких творческих партнеров и создаешь такую колоссальную историю, в которую ты уже вступил (и сам уже являешься частичкой этой истории), как можно этому противиться? Это надо с благодарностью принимать и делать доверенную тебе работу. Именно с таким настроением я сюда приехала и с таким настроением я здесь живу.

Я считаю, что я – счастливый человек, потому что у нас сложился тандем с Эдуардом Бояковым. Я понимаю – сегодня те задачи, которые сформулированы Эдуардом и поставлены перед МХАТ, нуждаются в организационной, ресурсной и кадровой поддержке. А это то, что я умею делать и делаю, надеюсь, хорошо. Поэтому сейчас я получаю удовольствие от каждой прожитой минуты.

Текст подготовили: Наталия Федотова, Николай Майсурян, Владислава Сосновцева. Фотографии Татьяны Ярошевской: Екатерина Краева