В 1622 году в Брянске на службу были присланы для караульной службы 200 московских стрельцов во главе с Несмеяном Жеховым и Григорием Черемисиновым. Однако они почти сразу начали лихо пьянствовать, да еще и с тяжкими последствиями.
В результате местные посадские жители били челом воеводе о расследовании самых громких эпизодов, связанных с пьяными преступлениями.
- стрельцами сотни Черемисинова были сильно избиты двое посадских Нижней слободы Анашка Рыбников и Матюшка Глебов, первый был при смерти от побоев, двое виновников были биты кнутом на торге;
- стрельцы той же сотни заманили во двор и напали на женщину - в результате побоев она умерла, двое виновников также были биты кнутом на торге;
- в результате пьяной драки один стрелец причинил тяжелое ножевое ранение второму.
Еще больше историй про стрельцов 17 века можно прочитать ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.
Воеводы потребовали от сотников принятия мер по повышению дисциплины и предотвращению пьянства. Жехов и Черемисинов указывали, что принимают всевозможные меры, а падение дисциплины связано с развитием пьянства. Воеводы утверждали, что до приезда московских стрельцов в Брянске не было такого большого количества убийств и ранений с применением холодного оружия.
По словам сотников, стрельцы пьянствовали, в том числе и во время службы, спиртные напитки они пили во дворах местных дворян и детей боярских. Воеводы поручили сыну боярскому В. Щербову со стрельцами патрулировать город и изымать вино в местах его потребления и задерживать пьяных. Последние не признавались, что они покупали вино, а утверждали, что дети боярские их угощали бесплатно. Кроме того, стрельцы сотни Жехова жаловались на сотника Черемисинова, а его подчиненные на первого в ограблениях, побоях и насильственном изъятии имущества.
Царь Михаил Федорович запретил дворянам и детям боярским поить стрельцов, угрожая опалой нарушителям. В случае поимки пьяных следовало их допросить, чтобы выяснить, где употреблялось и покупалось спиртное, в случае запирательства следовало применять пытки как к ним, так и всем соучастникам.
Стрелецким сотникам указывалось усилить надзор за служилыми людьми и активно бороться с пьянством, за нарушение им грозило битье батогами и тюремное заключение.
Однако не следует думать, что такое поведение служилых людей было типичным, случалось и наоборот. Так в 1685/86 г. в Симбирскую приказную избу поступила челобитная симбирского стрельца Алексея Кочергина на карсунского площадного подьячего Филиппа Соболева в которой указывалось, что последний сильно избил и бранил истца. К сожалению нам неизвестно, чем закончилась эта история, зато она наглядно показывает, что иногда предшественники нотариусов были более буйного нрава чем тогдашние солдаты.
Приказная изба – уездная канцелярия во главе с воеводой.
Площадной подьячий - вольный писец, входивший в подконтрольную местной администрации корпорацию, которая поставляла кадры в местное чиновничество, кроме того предшественники современных нотариусов.