В третьей части я рассказывал о варианте игры в кокпар один на один, распространённом в западной Монголии. Здесь же речь пойдёт об игре команда на команду, как это принято по нашу сторону российско-монгольской границы.
Напомню, что кокпар (по-алтайски - кок-бору) или иначе "козлодрание" - это конная игра, смысл которой завладеть тушей козла, отобрав её у соперников.
Вообще-то кок-бору переводится как "синий волк", а по смыслу - то же самое, что и наш "серый волк". А причём здесь волк, если у нас разговор про козла? А при том, что изначально никакого козла и не было. Игра появилась как завершающий этап охоты на волка, когда соратники добывшего волка охотника пытались по дороге домой в шутку отобрать у него тушу. Козёл появился уже позже, когда игра стала самостоятельной и перестала сопутствовать охоте. Сейчас в качестве спортивного снаряда используют обезглавленную тушу козла или шкуру набитую песком и опилками, а иногда даже "массогабаритный макет" в виде мешка, что можно будет увидеть ниже на весенних фото.
Если в игре "один на один" задача - просто вырвать тушу из рук соперника, то в командной игре всё несколько сложнее и цель здесь - забросить тушу в "казан" (аналог футбольных или хоккейных ворот) противника. В процессе игры козёл может многократно переходить из рук в руки, от одной команды к другой, а также и путём перепасовок среди членов одной команды. И так пока не будет забит гол, причём одним голом дело не ограничивается - игра идёт как в хоккее 3 периода по 20 минут и победитель определяется по конечному счёту.
На фото ниже как раз момент, когда козла (точнее, изображающий его мешок) забрасывают в казан.
Командная игра значительно более динамична, чем одиночная. Если участники игры один на один во многих случаях практически "топчутся" на месте, то здесь в погоню за обладателем туши бросаются почти все присутствующие на поле, а это 4-5 человек от каждой команды. Динамике игры способствует и то, что казаны команд разнесены более чем на 100 метров друг от друга (по правилам 140 метров).
По официальным правилам игры на поле могут находиться 4 игрока от каждой команды, но на некоторых своих фотографиях я вижу пятерых игроков одной команды, при этом игра не останавливалась, никого с поля не удаляли и не наказывали. Собственно, до 1996 года никаких единых официальных правил не существовало, да и сейчас на соревнованиях местного масштаба возможны свои варианты правил.
Кош-Агач. "Синих" на поле пятеро. "Белых", видимо, тоже, просто в кадре не все.
Кстати, перетягивание козла один на один в том виде, как это описано в третьей части, может быть и элементом командной игры. Если в начале игры в течение двух минут ни один из игроков не смог поднять тушу с земли, назначается одиночная борьба в центре поля. После того как один из соперников завладел тушей или же игроки вышли за пределы центрального круга, в игру вступают остальные участники команд.
Весенние соревнования на фоне цветущего маральника. Онгудайский район.
На фото видно, что вместо туши козла используется мешок.
Если понравилось, жмите большой палец вверх, подписывайтесь на канал, читайте также и другие статьи на канале, и не стесняйтесь писать комментарии.
Вступайте в группу фотоэкспедиции: https://vk.com/tripmong
Принимайте участие в поездках
Все фотографии в статье сделаны собственноручно. Фотографии охраняются авторским правом. Любое их использование в отрыве от данной статьи только с разрешения автора.