Найти тему

Конные игры на Алтае и в Монголии. Часть 4.

Часть 1

Часть 2

Часть 3

В третьей части я рассказывал о варианте игры в кокпар один на один, распространённом в западной Монголии. Здесь же речь пойдёт об игре команда на команду, как это принято по нашу сторону российско-монгольской границы.

Напомню, что кокпар (по-алтайски - кок-бору) или иначе "козлодрание" - это конная игра, смысл которой завладеть тушей козла, отобрав её у соперников.

-2

Вообще-то кок-бору переводится как "синий волк", а по смыслу - то же самое, что и наш "серый волк". А причём здесь волк, если у нас разговор про козла? А при том, что изначально никакого козла и не было. Игра появилась как завершающий этап охоты на волка, когда соратники добывшего волка охотника пытались по дороге домой в шутку отобрать у него тушу. Козёл появился уже позже, когда игра стала самостоятельной и перестала сопутствовать охоте. Сейчас в качестве спортивного снаряда используют обезглавленную тушу козла или шкуру набитую песком и опилками, а иногда даже "массогабаритный макет" в виде мешка, что можно будет увидеть ниже на весенних фото.

Если в игре "один на один" задача - просто вырвать тушу из рук соперника, то в командной игре всё несколько сложнее и цель здесь - забросить тушу в "казан" (аналог футбольных или хоккейных ворот) противника. В процессе игры козёл может многократно переходить из рук в руки, от одной команды к другой, а также и путём перепасовок среди членов одной команды. И так пока не будет забит гол, причём одним голом дело не ограничивается - игра идёт как в хоккее 3 периода по 20 минут и победитель определяется по конечному счёту.

На фото ниже как раз момент, когда козла (точнее, изображающий его мешок) забрасывают в казан.

-3

Командная игра значительно более динамична, чем одиночная. Если участники игры один на один во многих случаях практически "топчутся" на месте, то здесь в погоню за обладателем туши бросаются почти все присутствующие на поле, а это 4-5 человек от каждой команды. Динамике игры способствует и то, что казаны команд разнесены более чем на 100 метров друг от друга (по правилам 140 метров).

По официальным правилам игры на поле могут находиться 4 игрока от каждой команды, но на некоторых своих фотографиях я вижу пятерых игроков одной команды, при этом игра не останавливалась, никого с поля не удаляли и не наказывали. Собственно, до 1996 года никаких единых официальных правил не существовало, да и сейчас на соревнованиях местного масштаба возможны свои варианты правил.

Кош-Агач. "Синих" на поле пятеро. "Белых", видимо, тоже, просто в кадре не все.

Кстати, перетягивание козла один на один в том виде, как это описано в третьей части, может быть и элементом командной игры. Если в начале игры в течение двух минут ни один из игроков не смог поднять тушу с земли, назначается одиночная борьба в центре поля. После того как один из соперников завладел тушей или же игроки вышли за пределы центрального круга, в игру вступают остальные участники команд.

-8

Весенние соревнования на фоне цветущего маральника. Онгудайский район.

-9

На фото видно, что вместо туши козла используется мешок.

Если понравилось, жмите большой палец вверх, подписывайтесь на канал, читайте также и другие статьи на канале, и не стесняйтесь писать комментарии.
Вступайте в группу фотоэкспедиции: https://vk.com/tripmong
Принимайте участие в поездках
-11

Все фотографии в статье сделаны собственноручно. Фотографии охраняются авторским правом. Любое их использование в отрыве от данной статьи только с разрешения автора.