Хочу рассказать один забавный случай, который произошел со мной вскоре после нашего переезда в Белгородскую область. Мы приехали сюда в середине осени две тысячи седьмого года в последний солнечный день. Уже следующее утро встретило нас свинцовым небом и холодными порывами ветра. Автомобилем еще не обзавелись, и поэтому сразу же возникла потребность в теплой шапке, которую я не носил уже семь лет.
В Тбилиси совершенно другой климат, даже если дует ветер, то нет ощущения холода из-за того, что он теплый, как будто включили большой фен. Именно по этой причине увидеть там человека в шапке практически невозможно. Здесь же была прямо противоположная ситуация. Уже сейчас на практике хорошо известно, что в Белгороде холодно может стать даже в разгар лета, в самую жару, лишь подует северный ветер. И это понятно – Грузию защищают от него Кавказские горы, вот и всё объяснение.
Итак, возникла проблема – нужна теплая шапка, желательно даже ушанка, ибо за семь лет мои уши настолько отвыкли от российских морозов, что ощущали не только сам мороз, но и любой прохладный ветерок. В предыдущих статьях я рассказывал, что приехали мы в область спонтанно, практически не зная местности, просто по наитию души (кому интересно переходите по ссылочке в конце статьи). Спросили у местных, где можно купить такое изделие, на что нам все опрошенные указали на рынок под красивым названием «Спутник», там и цены низкие и выбор большой.
Тогда этот рыночек представлял собой огромную открытую территорию прямо по следованию маршрутки, которая отвозила нас в город – то есть еще и по пути. Отправились мы туда вдвоем с моей благоверной, ехали, внимательно посматривая по сторонам, чтобы не пропустить.
На Белгородчине народ, как и везде, разный, но всё-таки в большинстве своем радушный, простой и приветливый. Всегда помогут, расскажут и покажут. Вся маршрутка помогала нам, «приезжим», не проехать нужную остановку, и вот, мы, наконец, на рынке. До сих пор помню открытые и участливые лица продавцов. Мы долгое время прожили в Москве, потом в Тбилиси и насмотрелись на разных представителей этой благородной профессии. Всем понятно, что вступив на путь торговли, человек становится несколько, мягко скажем, иным. Желание быстро и выгодно продать накладывает отпечаток и на внешний вид, и на внутренний мир человека продающего. Выгода – вот основной инстинкт продавца.
В Тбилиси продавцы – типичные восточные люди. Мягко стелят, много говорят, долго торгуются, но не отпускают покупателя до последнего – непосредственно покупки даже того, что тебе и не нужно было. В Москве мы как-то не очень пользовались рынками, а больше общались с продавцами магазинов, которые, как всем известно, отличаются нордическим характером и суровостью викингов. Ко всему привыкаешь и, со временем, это кажется естественным и даже обычным.
На «Спутнике» царила суета, как и на любом рынке, покупатели ходили деловой походкой. Стараясь не задевать и не толкать покупателей, между ними сновали продавцы с товарами, которыми они любезно обменивались между собой, чтобы с максимальной пользой и выгодой обслужить испытывающих дефицит людей. Мы тоже не оставались в стороне, искали шапку, заодно осматривались и примерялись к другим товарам, например, купили стол и табуретки на кухню, которые нам любезно привезли прямо в поселок за скромную плату. Ходили, смотрели, обменивались репликами – всё как обычно бывает на рынке. Обнаружили и шапку, которая, по моему мнению и мнению моей супруги, мне подходила, хотя шапки мне не подходят катастрофически.
А тут, вроде бы и ничего – теплая, с прячущимися ушами, и цвет, подходящий к моей куртке. Нашли! Женщина-продавец товар нахваливает, но сдержанно. Узнаю цену – 1400 рублей, вполне приемлемо по тем временам и нашим средствам. Но тбилисская привычка опросить всех пострадавших и свидетелей делает свое дело, и мы идем дальше, чувствуя неприветливый взгляд в спину. Снова нашли подобное произведение, созданное для моего фейса, теперь уже у продавца-мужчины.
Высокий, за пятьдесят точно, открытый взгляд, он явно не на своем месте, может быть, бывший военный или летчик, а может быть, просто очень правильный человек. Спрашиваю цену – 1200. И тут начинается сама история, ради которой я и затеял это повествование.
Я, привыкший к восточной торговле, решаю пошутить и с весело-осуждающей интонацией громко говорю ему, что чуть поодаль другой продавец продает такую же шапку за 1400 рублей и почему бы ему не продать ее мне именно за эту цену?
Наш герой весь подтянулся, посерьезнел и ответил, что цена шапки именно 1200 рублей и ни копейкой больше. Но я не отступаю и настаиваю на цене в 1400, он еще больше напрягаясь и уже сердясь, убеждает меня и всех, кто стал невольными свидетелями нашего препирательства, что ему чужого не нужно и его цена 1200 рубликов! Наш спор длился минут десять, может, и больше. Я в шутку, а он почти всерьез доказывали друг другу свою стоимость шапки. Как вы понимаете, анекдотичность ситуация была в том, что покупатель требовал повышения цены, а продавец настаивал на своих, кровно зарабатываемых.
Он почти поссорился со мной, и видя, что уже серьезно обижаю человека, я, конечно же, открылся ему и объявил, что просто шучу, чем, кстати, вовсе не воодушевил его. Он так и остался серьезным и озабоченным своей репутацией честного продавца. Шапку я, конечно же, у него купил и долго и счастливо носил ее, защищающую меня от холода и ненастья. Каждый раз, когда я ее надеваю, я вспоминаю честного белгородского человека, волею судьбы ставшего продавцом тепла и уюта на моем жизненном пути. И каждый раз в моей душе возникают сами по себе эти самые тепло и уют. А еще безграничная благодарность за честность нашего русского человека!
Автор статьи: отец нашей семьи. ПОДПИСАТЬСЯ НА КАНАЛ
Ссылка на другие статьи из рубрики#жизнь в саду истории
НАВИГАЦИЯ ПО ВСЕМ ТЕМАМ КАНАЛА