Найти тему
Vladimir.dvp3

Страшный суд. Душа на Страшном суде. Ангел смерти.

Суд, о котором говорит Господь, это суд семейный. В конце всех дел этого мира собирается всё человечество как одна большая семья, и выясняется в конце времён, что семья-то эта неоднородна, в ней есть овцы, а есть козлища. Козёл - символ своеволия, символ эгоизма, символ себялюбия, а овца символизирует душу послушную, покорную, которая живёт в стаде, но не в оскорбительном смысле слова в стаде. Речь идет о жизни в семье. В семье отец и мать, а есть братья и сёстры, которые находятся в состоянии кровного родства, и они должны жить вместе. А жить вместе можно только заботясь друг о друге. Это, собственно говоря, главное проявление совместной жизни. Кто не заботится ни о ком, тот живёт один, сам по себе. Никто ему не должен, он никому ничем не обязан. Таким образом он отделяется от семьи. Но вечно быть отделенным от семьи невозможно. И находиться во Вселенной, которая является общим нашим домом и не быть ни братом, ни сестрой, ни отцом, ни матерью, ни другом никому, тоже невозможно.

Но до тех пор пока времена эти мировые не пройдут, пока не исполнится всё то, что Господь задумал в этот день мира жизни совершить, нас не призовут на суд.

Мир переполнен так или иначе переживаниями и мыслями о Страшном суде и о конце. Но вот Христос и показывает, и рассказывает нам, как это всё будет (Мф. 25:31-46). И несмотря на это, большинство людей как бы не обращает на это внимания. А на Страшном суде мы не видим ни христиан, ни мусульман, ни язычников. Мы не видим также других каких-то категорий людей: убийц, прелюбодеев, хищников, разбойников. Оказывается, что на суде в конце концов всё разделяется только по одному единственному признаку, одному единственному - равнодушный или неравнодушный. Потому что для того, чтобы посетить в темнице, накормить, принять, выслушать, пожалеть, войти в чьи-то обстоятельства, необходимо неравнодушие. А вот равнодушные не хотят входить ни в чьи обстоятельства: никому не подадут руки, никого не посетят, не пожалеют, не обогреют, не помилуют, не простят. И вот он весь Страшный суд, суд между равнодушными и неравнодушными. Повторяю, что речь не идет о суде разных народов или разных конфессий. И удивительно, что в этом мире, особенно в христианском мире, большинство людей этого не понимает. Поэтому церковь наполнена проповедями о том, как плохо быть мусульманином, скажем, или буддистом, или ещё каким-нибудь язычникам, потому что это Богом осуждено и эти люди не спасутся и не войдут в жизнь вечную. И это находится в противоречии, между тем, что Сам Христос нам говорит, между тем, что Он открывает нам о грядущем суде.

Страшный суд - это суд, который неизбежно наступает, когда душа человеческая бывает восхищена из этой части мира земной для того, чтобы предстать в своём тонком подлинном обличии перед своим Отцом. Но когда это происходит и Ангел смерти любовной, но твердой рукой пресекает нить нашей жизни, нам открывается прежде всего видение самого себя. Потому что отделяясь от плотской земной жизни, мы теряем способность видеть окружающий нас мир и у нас в этот переходный период нашего существования открывается наконец-таки видение своей собственной души и своей собственной природы. Потому что она является связующей нитью между тонкой жизнью небесной и земной плотной. И открывается человеку тогда в этот час два образа. Первый образ - это тот, кем Господь его создал, и второй - это тот, кем он стал в результате прожитой им жизни. И так как большинство людей живёт грешно, забвенно, слепо, страстно, небрежно, бесстыдно, бессовестно, то образ, который они приобретают в течение жизни очень сильно отличается от того образа, который они есть сами по сотворённости своей Господом Богом. И эти два образа начинают идти навстречу друг другу, чтобы как бы явиться единым человеком, и между ними возникает вольтова дуга страдания, потому что человек оказывается свидетелем самого себя. Он видит себя в славе, в красоте, в благородстве, в высокой цели, могущественных духовных силах и благодатных дарованиях. И одновременно видит себя в мерзости, в сраме, в забвении, в глупости, в богохульстве, в пренебрежении, в забвении Отца своего Небесного. И от этого суда уйти не может никто. И на Страшном суде никто не видит души других грешников, но каждый видит только свою. Таков и есть Страшный суд.

А так как большинство из нас со временем, живя в этом мире, всё дальше и дальше удаляется от своего первообраза, то в нас не может не нарастать чувство страха смерти и чувство дисгармонии, которые скрываются в нас самих. А вот если человеку удаётся прожить жизнь, соответствуя своему образу, который Господь ему создал, то такой человек страха смерти не испытывает, и для него умереть это всё равно, что выйти в соседнюю комнату. Смерть не является концом жизни, смерть является концом греха и концом зла, потому что они не могут продолжаться в жизнь вечную. Злу попущено существовать только во времени, но не более того. И поэтому всё то, что у нас есть от зла, неизбежно умирает. Остаётся в нас только то, что есть от любви и от дружбы. И Ангел смерти, который является первым проводником нашим на суд, любовно отделяет любовь и дружбу от всего остального, что есть в этом мире. И кроме смерти никто не может этого сделать.

Поэтому, хочу вам сказать, что Ангел смерти является по сути дела, одним из самых почитаемых, самых достойнейших, самых поклоняемых и удивительных Ангелов этого мира, который должен быть другом каждому верующему человеку, ближайшим помощником и наставником. Пусть это не покажется кому-то странным, но это так и есть.

Так что каждый раз, когда мы собираемся в наших храмах, по сути дела мы проживаем жизнь мира, поскольку Христос проживает с нами Свою человеческую жизнь. И говорю вам также по откровению, тот человек который научится и станет жить в Божественной литургии, переживая её как земную жизнь Христа, тот не заметит смерти и никогда в неё не войдёт, потому что ему откроется жизнь вместе с Богом.

Что такое бессмертие? Бессмертие - это жизнь с Богом. Смерть - это отсутствие жизни с Богом, потому что иначе жизни быть не может. Поэтому, разделяя с Иисусом Его земное существование, Его странствие, Его Тайную вечерю, мы по сути дела и входим в эти годы вечности. Никто не знает, сколько прошло времени с начала первого возгласа «Благословенно царство» и последнего «С миром изыдем», на самом деле - это Божественная тайна. Ни полтора, ни два часа проходит Божественная литургия, а проходит вся жизнь, потому что время перестает существовать и имеет только одно измерение - Божественное.

Ради того, чтобы войти в это светлое понимание, мы, собственно говоря, все усилия духовные и совершаем. Это главная цель христианства, а не просто какое-то самоочищение или избавление совести от мучающих ее неприятных подробностей и деталей, не в этом все дело, а дело все в том, чтобы наконец разделить со своим Богом жизнь. Об этом будем молиться на нынешней Литургии божественной и на этом суде Господнем, который совершается ежечасно, ежеминутно, пока этот мир существует.