Социальная психология, и, в частности, психология сообщества, изучает психо-социальные процессы, которые происходят, когда человек действует в своем сообществе, имея в качестве ориентира район, населенный пункт или социальный коллектив.
Хотя изучение этих психо-социальных процессов само по себе важно, оно становится особенно актуальным в такие периоды экономического и социально-политического кризиса, как нынешний. Мы должны понимать, как эта реальность влияет на отношения граждан с их обществом.
В последние десятилетия наблюдается снижение социального капитала и ухудшение настроений в обществе. Индустриализация и модернизация были огромным шоком в общественных связях, влияющих на расширение прав и возможностей более индивидуалистических обществ.
Отмечается, что за последние 25 лет произошло снижение участия в выборах, членства в профсоюзах, сотрудничества со всеми видами ассоциаций и в то время, когда Люди проводят со своими соседями. Это уменьшение участия индивида в их сообществе также уменьшает узы взаимности и доверия со своими членами, чувство общности.
Концепция, как субъективный опыт принадлежности к большой группе, образующей часть сети взаимо-поддерживающих отношений, которым можно доверять. Согласно этому определению, чувство общности имеет важное ядро вокруг социального взаимодействия между членами коллектива и дополняется общим чувством взаимности и взаимозависимости.
Чувство общности можно определить как чувство принадлежности друг к другу, что они важны для отдельного человека и для группы, а также общую веру в то, что потребности членов будут удовлетворены через обязательство быть вместе. В конечном счете, можно сказать, что чувство общности относится к чувству принадлежности, включая эмоциональную связь, основанную на общей истории, а также на интересах и проблемах.
Многочисленные исследования подтверждают, что чувство общности способствует социальному участию и расширению прав и возможностей. Таким образом, люди с высоким чувством связи со своим сообществом оказывают социальную поддержку другим людям.
То есть совместное использование общей системы означает, что воспринимается связь между поведением на основе участия и разрешением конфликтов в сообществе. Это, в свою очередь, увеличивает чувство компетентности и контроля и уменьшает чувство отчуждения.
Чувство общности, в свою очередь, способствует отождествлению людей с пространством, в котором они развиваются, тем самым усиливая чувство причастности и осознанности участия в решении общих проблем. Необходимо рассмотреть вопрос о том, происходит ли влияние связей принадлежности к сообществу одинаково в различных формах поведения, основанных на участии, поскольку они постоянно переопределяются.
В этом смысле, например, мы должны обратить внимание на более низкую восприимчивость классических организационных структур, таких как политические партии или союзы, но также и на другие формулы, более рассмотренные в конце 20-го века. Такие, как районные ассоциации, экологическое и феминистское движение и т. д.
В начале этого столетия начали появляться другие формы участия, которые, хотя и являются более рассеянными, по-видимому, имеют большее социальное признание. В качестве примера можно привести, форумы и виртуальные группы, социальные сети.
Таким образом, при изучении поведения на основе участия и его взаимоотношений с сообществом необходимо обращать внимание не только на организационную структуру группировки, но и на функцию, которую выполняет такое поведение.
Существует два типа участия: общественное и социально-политическое
Участие сообщества включает в себя такое поведение, которое происходит на неформальном или полуформальном уровне в повседневной жизни. Но прямой целью которого является не достижение социальных изменений.
Общественно-политическое участие включает в себя те формы поведения с участием более или менее формального характера, которые преследуют конкретные социальные изменения. Это не относится исключительно к классическим структурам участия (партии и союзы). Понятно, что это происходит во всех областях, хотя политический аспект является центральным аспектом.
Таким образом, мобилизация граждан или действия в общественных движениях, группах, которые продвигают определенную кампанию и т.д., также включены в эту концепцию. Это участие подразумевает определенный уровень активности и приверженности.
Во времена социально-экономического кризиса чувство некомпетентности возрастает как индивидуально, так и коллективно. Таким образом, с одной стороны, возрастают психологические проблемы, такие как беспокойство, депрессия, попытки самоубийства и т.д.
С другой стороны, на уровне сообществ повышается уровень социальных конфликтов, растет насилие, снижается доверие к институтам и органам государственной власти, возникает чувство отсутствия социального прогресса и т.д.
Все это может повлиять как на формы участия, так и на то, как люди относятся к своему сообществу.
В этом смысле во время этих кризисных циклов уровень фатализма у граждан может быть повышен. Это понятие относится к восприятию неуверенности, недоверия к собственной силе, соответствия и апатии и т.д. На противоположном конце будет контроль, уверенность в себе, ожидание достижения определенных результатов и т.д..
Можно уделить внимание концепции с двойного рассмотрения:
коллективное или индивидуальное.
Коллективный фатализм относится к ментальной схеме, руководимой покорным, покорным и некритическим отношением к устоявшейся системе, в которой преобладает то, что ход событий зависит не от самого себя, а от превосходящего существа или судьбы.
Индивидуальный фатализм понимается как стратегия адаптации к модели общества, отмеченной угрозами, рисками и неопределенностью с постепенной изоляцией субъекта в результате потери связей с сообществом.
В целом, фатализм представляет собой когнитивное усилие по управлению чувствами беспомощности и отчаяния, которые развиваются перед лицом проверки того, что он вряд ли преуспеет, следуя ценностям и целям более широкого общества.
Некоторые связывают фаталистическое отношение с наиболее популярными классами и с более маргинальным и бедным населением. Другие подчеркивают негативную корреляцию между фатализмом и коллективным участием и восприятием данной ситуации как несправедливой.
Экономическое положение влияет на рассматриваемые переменные. Люди, имеющие работу, демонстрируют более высокий уровень участия в политической жизни. С другой стороны, различия в восприятии социального класса значимы для чувства общности, участия сообщества и фатализма.
Люди, которые находятся в низком или среднем социальном классе, демонстрируют более высокий уровень чувства общности и участия сообщества по сравнению с теми, кто в среднем, или высоком классе.
Процессы фрагментации связей сообщества затрудняют создание общего интереса, который лежит в основе трансформирующего действия. Именно осуществление современного суверенитета основано на разграничении пространств.
Следовательно, чувство общности может обеспечить лучшее понимание того, как окружающее пространство может мотивировать людей действовать коллективно и участвовать в определенных процессах.
Короче говоря, речь идет о психо-социальном вмешательстве, чтобы стимулировать участие и уменьшить негативные чувства, так чтобы каждый субъект являлся главным героем своей жизни и своего сообщества.