Найти тему

Рабочая память и внимание - обзор концепции

Широко признается, что рабочая память тесно связана с вниманием.

Cуществует разрыв между концепцией внимания как ограниченного ресурса и концепцией внимания как выборочной обработки информации.

Теории, концептуализирующие внимание как ресурс, предполагают, что этот ресурс отвечает за ограниченный объем рабочей памяти. Было предложено три варианта этой идеи:

⦁ Внимание как ресурс для хранения и обработки,

⦁ общий ресурс для перцептивного внимания и сохранения памяти,

⦁ а также ресурс для контроля внимания.

https://cdn.pixabay.com/photo/2017/09/21/13/32/girl-2771936_960_720.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2017/09/21/13/32/girl-2771936_960_720.jpg

Когда внимание понимается как механизм отбора, оно обычно не используется для объяснения ограниченности объема рабочей памяти - скорее исследователи спрашивают, как различные формы внимания взаимодействуют с рабочей памятью в двух областях.

Первое касается внимательного отбора содержимого рабочей памяти, контролируемого механизмами фильтрации неактуальных стимулов и удаления из рабочей памяти не более релевантных представлений. В содержимом рабочей памяти часто выделяется один элемент, на который следует обратить внимание при обработке.

Вторая область связана с ролью рабочей памяти в когнитивном контроле. Рабочая память помогает контролировать перцептивное внимание, держа шаблоны целей перцептивного отбора и контролируя действия, выполняя поставленные задачи для достижения поставленных целей.

Существует широкий консенсус в отношении тесной связи между рабочей памятью и вниманием. Но рабочую память и внимание можно по-разному осмыслить, в результате чего появляется широкий спектр теоретических возможностей для их увязки. Смысл понятия «рабочая память» (WM) зависит от теории, в которой фигурирует понятие.

Однако, помимо этих различий в теоретических предположениях, существует широкий консенсус в отношении того, к чему относится термин «рабочая память»: механизмы и процессы, которые хранят ментальные представления, в настоящее время наиболее необходимые для текущей когнитивной задачи, доступной для обработки.

Значения термина "внимание" являются более разнообразными, поскольку они отражают различия не только в определениях, но и в ссылках на него. Концептуализации внимания можно выделить по нескольким измерениям:

⦁ Первое различие заключается в том, как определяется внимание. Одно из определений внимания характеризует его как ограниченный ресурс для обработки информации. Другой концепцией внимания является процесс (или механизм) отбора информации для приоритетной обработки. Эти две концепции внимания играют различную роль в теоретическом осмыслении рабочей памяти.

⦁ Второе различие касается того, чем мы занимаемся.

⦁ Во-первых, мы можем отличить внимание к нашей текущей воспринимаемой среде (например, внимание к визуальным объектам или слуховым потокам) от внимания к информации, которое в настоящее время не воспринимается, например, внимание к запоминающимся эпизодам или концепциям, о которых мы думаем.

⦁ Во-вторых, мы можем различать внимание к вещам и событиям в окружающем нас мире (с одной стороны, и внимание к собственным целям или к нашим собственным действиям). Последняя форма аттестации включает выбор текущей цели или задачи и защиту от отвлечения внимания, выбор одного из нескольких возможных действий, а также мониторинг наших действий и их результатов.

⦁ Третье различие касается сил, которые определяют то, чем мы занимаемся - это различие между контролируемым и автоматическим распределением внимания. Внимание контролируется, когда оно направлено в соответствии с нашими текущими целями. Влияние текущих целей на внимание часто называют "сверху вниз". Внимание автоматически в той степени, в какой на его направление влияют силы, не зависящие от наших текущих целей - это включает привлечение внимания снизу вверх воспринимаемыми свойствами стимулов (например, их "значимость"), а также влияние нашей истории обучения на то, чем мы занимаемся, например, когда внимание обращается на информацию, которая для нас актуальна.

Концепция исполнительного внимания часто используется при обсуждении взаимосвязи между вниманием и рабочей памятью. “Исполнительное внимание” - термин, который плохо определен. Он используется, с одной стороны, для обозначения внимания, направленного на собственные цели и (умственные или открытые) действия, включая выбор ответа, планирование действий, защиту от отвлечений и соблазнов, а также переключение с одной задачи на другую.

С другой стороны, исполнительное внимание также используется для обозначения нисходящего контроля внимания, включая внимание к вещам и событиям в окружающей среде - для удержания нашего внимания на соответствующих стимулах или особенностях и избегания отвлечения на неактуальные.

Таким образом, термин исполнительное внимание используется для обозначения одного полюса на каждом из двух измерений, один касается объектов внимания (вещи и события в мире против наших собственных целей и действий), другой - того, что определяет направление внимания (контролируемое против автоматического).

Первое значение наделяет исполнительное внимание функцией контроля над нашими мыслями и действиями (в том числе над тем, чем мы занимаемся), а второе - что исполнительное внимание само по себе контролируется. Один из способов свести воедино эти два значения заключается в том, чтобы предположить, что мы заботимся (т.е. выбираем, распределяем ресурсы) о наших собственных целях и действиях - включая действия по уходу за каким-либо объектом - для того, чтобы контролировать их.

Внимание тесно связано с WM. Распаковка этих отношений показывает, что связь WM и внимания может быть прописана по-разному. Первый разрыв между теоретическими представлениями о внимании как ресурсе, с одной стороны, и о внимании как механизме отбора и приоритизации информации - с другой.

Первый подход подразумевает теоретическое обязательство о том, что ограниченные ресурсы внимания, по крайней мере частично, отвечают за ограничение возможностей WM. Это предположение имеет значительный эмпирический суппорт, но также и существенные недостатки, так что исследователи не должны одобрять его в качестве дефолта.

Второй подход не подразумевает приверженности каким-либо предположениям об WM или внимании и поэтому предлагает более нейтральную отправную точку для того, чтобы спросить, как они связаны друг с другом. Исходя из теоретических соображений можно сделать следующие утверждения о конкретной взаимосвязи между вниманием и WM:

⦁ В силу наличия в памяти выбранного подмножества всех доступных представлений, WM является, по определению, формой внимания.

⦁ Выбор информации, которая будет храниться в WM, является одной из форм контролируемого внимания: Выбор стимулов для кодирования в WM контролируется фильтрующим механизмом, установленным в соответствии с нашими намерениями. Поиск информации из долговременной памяти в WM осуществляется с целью получения только информации, актуальной для наших текущих целей, и информация, более не актуальная для нашей текущей цели, удаляется из WM.

⦁ Тенденция к воспринимаемому стимулу, вероятно, облегчает кодирование этого стимула в WM, но не предписывает этого. Даже посещаемая информация может быть в значительной степени отфильтрована.

⦁ В рамках содержания WM внимание может быть сосредоточено на отдельных элементах или подмножествах элементов, выбранных для манипулирования ими, или в качестве входных данных для процессов (например, умственная арифметика, визуальный поиск).

⦁ Контроль за вниманием и действиями основывается на представлениях в WM, которые направляют внимание и действия, такие как шаблоны поиска и наборы задач, особенно когда они являются новыми и противоречат знаниям в долгосрочной памяти. После создания в WM, эти представления контролируют внимание и действия независимо от наших намерений.

Неудивительно, но есть еще много вещей, о которых мы не знаем. Существует неисчерпывающий перечень открытых вопросов, которые, в будущем должны быть рассмотрены в приоритетном порядке. Эти усилия приведут к более точной и нюансированной картине того, как WM соотносится с вниманием.