Найти в Дзене
Александр Седов

Как возродить детский кинематограф?

Александр СЕДОВ (с) Популярность фильма «Гостья из будущего» феноменальна, хотя не абсолютна. Есть зрители, мимо которых этот фильм проскочил незамеченным. Как правило, это поколение, которые в 1985-м уже не были детьми, но и взрослыми еще не стали. Кому-то «Гостья» показалась пресной, надуманной и даже китчем. Некоторые преданные почитатели Кира Булычёва обиделись на авторов фильма за то, что сказка воплотилась на экране неубедительно, тускло, в особенности, по их мнению, из-за малобюджетности пострадал мир Будущего. Недовольных и равнодушных, которых, всё же, меньшинство, я перечислил только за тем, чтобы тут же удалить их за скобки разговора (как и выдвигаемые ими аргументы). На мой пристрастный взгляд, их реакция на фильм, больше случайна и продиктована каким-то фатальным несовпадением обстоятельств собственной жизни с просмотром «Гостьи», и, надеюсь, этот фатум когда-нибудь от них отступит.
Есть еще одна категория критиков и антагонистов – те, кто лучшим фильмом детства назыв

Перезагрузка детского кино – 2.0

Александр СЕДОВ (с)

Популярность фильма «Гостья из будущего» феноменальна, хотя не абсолютна. Есть зрители, мимо которых этот фильм проскочил незамеченным. Как правило, это поколение, которые в 1985-м уже не были детьми, но и взрослыми еще не стали.

Кому-то «Гостья» показалась пресной, надуманной и даже китчем. Некоторые преданные почитатели Кира Булычёва обиделись на авторов фильма за то, что сказка воплотилась на экране неубедительно, тускло, в особенности, по их мнению, из-за малобюджетности пострадал мир Будущего.

Недовольных и равнодушных, которых, всё же, меньшинство, я перечислил только за тем, чтобы тут же удалить их за скобки разговора (как и выдвигаемые ими аргументы). На мой пристрастный взгляд, их реакция на фильм, больше случайна и продиктована каким-то фатальным несовпадением обстоятельств собственной жизни с просмотром «Гостьи», и, надеюсь, этот фатум когда-нибудь от них отступит.

Есть еще одна категория критиков и антагонистов – те, кто лучшим фильмом детства называет «Приключения Буратино» (1975). В пику тем, кто таковым считает «Гостью из будущего». Ярче всего их противостояние выявляется в полемике в социальных сетях. Не решусь принять сторону ни одной из этих «футбольных команд», ибо душа моя принимает оба кинопроизведения, причем, именно в качестве вершин. Или, дабы не впасть в ересь рейтинговщины, - как два архетипических кинофеномена, два киномифа.

-2

Третьей вершиной я бы назвал кинодилогию «Москва – Кассиопея / Отроки во Вселенной» (1974), которая, мне кажется, стоит вровень с вышеназванными фильмами. Все три картины со временем обрели статус культовых, начали восприниматься знаменем своего поколения, свидетельством того, что у зрителей этих лент тоже было детство. И чем больше взрослеют преданные фанаты, тем больше им кажется, что любимый фильм – своеобразная квинтэссенция их мира детства.

-3

Время парадоксально, а время фильма «Гостья из будущего» парадоксально вдвойне. Как сказал бы Эйнштейн, всё дело в наблюдателе, то есть во мне (в данном случае), так как во время просмотра «Гостьи из будущего» моё «я» раскидано по нескольким мирам, эпохам и временам:

Я – зритель из «сегодня», из текущего настоящего. Но течет это настоящее из прошлого 1985 года, в котором я жил, носил такой же пионерский галстук и такую же школьную форму, и, в общем, был почти ровесником героев. И потому отчасти смотрю на моё текущее настоящее оттуда, из реальности 1985 года. А течет моё настоящее – в будущее, которое в фильме обозначено 2084-м годом. И, в общем, это будущее мне тоже не чужое: я подглядел его через слегка приоткрытую дверь машины времени…

-4

Приблизительно так можно описать формулу моего одновременного пребывания вовне и внутри фильма, и, полагаю, этот мой опыт не уникален и, как минимум, к чему-то подобному причастны многие зрители моего поколения.

Итак, мы распрощались со сказкой о настоящем и будущем, каким оно виделось из 1985 года. Минуло двадцать лет – наступило Будущее (как было сказано в одном советском мультфильме), но другое, образца примерно 2005 года. И, вот, новая киносказка о дне сегодняшнем и о том, чему быть и как этого миновать. И, какое совпадение! – главные герои будто повзрослевшие ученики 6 «в». Им около тридцати лет, у них интересная и необычная работа с вызывающими головокружение перспективами. Вечно не выспавшиеся трудоголики, они повелевают судьбами мира, однако жизнь – странная штука! – поделила их на «Ночной» и «Дневной дозор».

-5
-6

«Дозоры» режиссёра Тимура Бекмамбетова оказались, пожалуй, самым ярким киновпечатлением тех лет. Не только применительно к сказочно-фантастическому жанру. Они удивительно выпукло отразили время. Сказка о корпоративных войнах «добра» и «зла» оказалась по-настоящему взрослой, пугающей и захватывающей, но как во всякой сказке, апеллирующей к мифологическому уровню сознанию зрителя, было в ней что-то наивно-детское. Может быть, шанс изменить ход истории – личной и отчасти общественной, чем главный герой в итоге воспользовался. Однако что с героем стало дальше, и как сложилась судьба улучшенного им мира – ясно не совсем. Живём ли мы с той поры в чуть более новом и чуть более прекрасном мире? Или то была сказка, которая всего лишь привиделась нам?

Пролетели ещё десять-пятнадцать лет. Настала пора решать, каким быть сказке для детей, а именно детскому кино. Решать по-взрослому. В моём поколении (и в других, близких по годам поколениях) выросли режиссёры и кинокритики, писатели и сценаристы, родители и педагоги, блогеры и просто сочувствующие. Заматерели настолько – что по силам вершить историю, править судьбой планеты уже не только в сказке.

Кажется, это настроение уловили даже в Кремль, и вот в середине октября 2019 года президент Путин даёт правительству (волшебного пенделя) поручение:

«В перечне поручений, опубликованном в среду на сайте Кремля, глава государства потребовал от правительства «рассмотреть вопрос о создании государственной киностудии детских и юношеских фильмов». Он ждет доклад на этот счет до 20 декабря от премьер-министра РФ Дмитрия Медведева» (ссылка).

Поразительно, но эту осторожную инициативу моментально осудили статусные киноведы, заявив, что «всё это распил» и что «не надо пугать нас вампукой под названием «возрождение детского кино» (из заявления киноведа Вячеслава Юрьевича Шмырова в фейсбуке от 19 октября 2019 г.). Хотя сами эти киноведы за много лет не написали ни одной статьи на тему проблем детского кинематографа в России. Они люди взрослые, а эти «детские» проблемы их не волнуют. Не знаю всей подоплёки подобных заявлений. Возможно, причина в желании стать в позу оппозиционера к любой инициативе государства…

Так или иначе, но детский кинематограф продолжает пребывать в ситуации неопределённости. Эта неопределённость уже чуть менее абсолютная и чуть менее трагичная, чем несколько лет назад. Время от времени появляются новые фильмы для детей, некоторые из них довольно неплохие, а некоторые мы даже видим в кинотеатрах, и не только на фестивальных площадках, как, скажем, трилогию «Частное пионерское» (реж. А. Карипловский) или фильмы проката 2019 года – «Бегство рогатых викингов» (И. Белостоцкий) и «Сестрёнка» (А. Галибин). И всё же, по большей части, прилагаемые усилия по возрождению отечественного детского кинематографа напоминают партизанщину с неясным и переменным успехом. Проводятся научные конференции и круглые столы, устраиваются баталии на эту тему в фейсбуке и прочих сетях.

"Частное пионерское-2"
"Частное пионерское-2"
"Бегство рогатых викингов"
"Бегство рогатых викингов"
"Сестрёнка"
"Сестрёнка"

Детский кинематограф в России вроде кота Шрёдингера – вроде он есть, а вроде его нет. Кажется, снимается в год уже какое-то более-менее приличное количество фильмов, но этого количества в информационной сфере не заметно. Регулярно создаются новые серии киножурналов «Ералаш», но это мало кому известно и интересно. Прокат как бы есть, но с другой стороны – его нет. Кажется, что наличествуют специализированные телеканалы для детей, но их существование на фоне основных телеканалов теряется. У всех есть интернет, но выложенное в нём детское кино не становится фактом всеобщего внимания и обсуждения (к счастью, немного поколебал эту ситуацию фильм «Частное пионерское»). Кажется, существует киностудия имени Горького, но как флагман детского и юношеского кино, пожалуй, нет (в отличие от советских времён). Кажется, что отдельные энтузиасты начинают собираться вместе, выдвигают инициативы и предлагают проекты, но всё это пока напоминает подготовку к старту.

Каким должно быть детское кино? Должно ли оно отличаться от семейного? О чём должны быть фильмы? В каком жанре и с каким бюджетом? Нужно ли пытаться конкурировать с Голливудом или нам следует уступить, подвинуться в сторону и уйти в свою нишу? Какой жанр должен быть в приоритете – «школьное и проблемное кино» или «приключения и фантастика»? Эти вопросы пока повисают клочьями тумана в неясной и неопределённой системе координат.

Не думаю, что мы сможем найти на все вопросы ответы. Они, пожалуй, слишком специализированные для такого приблизительного разговора, как наш. И, тем не менее, я бы хотел, чтобы высказалось как можно больше народу. Для зачина разговора я предлагаю всем желающим в комментариях назвать один-два своих самых любимых детских отечественных фильма (советского или современного российского производства).