Найти тему
soullaway soullaway

Хроники тюремного рока. Ночная Трость Константина Ступина.

Рассказывать о Ступе сложно. Сведения о группе Ночная Трость противоречивы и обрывочны. Экспедиция по просторам интернета напоминает работу археолога. Минимум старых фотографий. Практически полное отсутствие каких-либо интервью и публикаций. Рейд по видеозаписям на ютубе в большинстве своем приводит к акустическим выступлениям нашего времени. Но началось всё далеко не сегодня и даже не вчера.

Началось всё в конце 80-х в городе Орёл. Казалось бы с тех пор прошло четверть века и уж за это время Ступа мог оставить какие-то следы в виде фотографий или гастролей. Но нет. Он из тех кто не оставляет следов на свежем снегу.

От тех времен и аудиозаписей-то почти не существует. Достоверно известно о гастролях в Москве. Это было начало 90-х. Фестиваль надежд. Какие надежды питали в то время орловские панки? Не знаю. Я тогда пешком под стол ходил. Но аудиозапись того фестиваля радует и по сей день.

-2

-3

С творчеством Ступы я познакомился в самом конце 90-х. Аудиокассета без опознавательных знаков и голос, вещающий, словно из преисподней. «Где же кайф? Где же драйв?». Ступа пел на простом и понятном языке. Словно он был человеком из соседнего подъезда и при этом переживал какие-то нечеловеческие потрясения. Для 90-х это было важно.

В его песнях поселилась какая-то безграничная трагедия и при этом его лирический герой, словно равнодушно созерцал окружающий мир. По ощущениям от прослушивания Ночная Трость напоминает Комитет Охраны Тепла. Не музыкой, а именно взглядом из пропасти. Знаете ведь это выражение, что если долго смотреть в бездну, то она начнет смотреть в тебя? Ступа смотрел не в бездну. Он выглядывал из неё. В этом его отличие от большинства игрушечных панков того времени.

-4

-5

-6

Термин «Тюремный рок» в нашей стране применим лишь к двум группам. Комитет Охраны Тепла и Ночная Трость. Возможно, туда бы я еще отнес и творчество Ника Рок-н-Ролла, но он вроде как считается сибирским панком. Хотя по подаче своего материала эти ребята играли на одном поле. Во всяком случае, так кажется мне.

-7

-8

Ступа умирал несколько раз. Я об этом слышал как минимум трижды. Каждый раз это оказывалось глупым мифом. Впрочем, миф не только смерть Константина, но и жизнь. Как я уже писал выше, все сведения противоречивы и обрывочны.

Парадокс, но Ночная Трость в концертном варианте прошла мимо меня. И это при том, что начиная с 98 года в Орле, я бывал практически на всех концертах. Живьем Константина я видел лишь однажды. Он стоял в центре города и играл на скрипке. То есть играть-то он не умел, но процесс извлечения звуков ему явно нравился. Звуки, выворачивающие душу наизнанку и режущие уши прохожим, его увлекали. Скрипку он попросил у моего друга Пети. Спустя десятилетие они будут стоять вместе на одной сцене, и играть уже совсем другую музыку. Странный тандем Яйцы Фаберже и Ступа...

-9

-10

-11

Собственно с того выступления с Нильсом я и обнаружил, что Ступа живее всех живых и вновь занимается музыкой. Предыдущая информация о Ступе, что я слышал, была как раз на тему его смерти в колонии строгого режима.
Собственно вся информация, мелькавшая о Ступе в конце 90-х и на протяжении 00-х, была написана пунктиром – сел в тюрьму – видели пьяным – умер – украл телефон – сел в тюрьму – замечен в маршрутке с расширенными зрачками – откинулся – умер – сел в тюрьму.

-12

-13

В контакте есть сообщество посвященное творчеству Ступы. Первое время я там появлялся, но в итоге в какой-то момент людская масса достигла критической отметки, и я пришел к выводу, что многим интересно не творчество, а именно образ жизни Ступы. То есть сами малолетние хипстеры боятся выпить бутылку водки и загреметь в отделение милиции. Но вот позырить на человека, который провел не один сеанс посиделок со следователями им ой, как интересно. Тем более человека им подают на блюдечке. Иди и смотри. Жри поп корн и тыкай кнопку «мне нравится».

При этом сам Ступа повел себя как всегда. Достойно. Народ хочет жрать клоунаду, а не песни? Пожалуйста. Посыпались ролики с его откровениями, десятки тысяч просмотров на ютубе, лайки и перепосты. Ну, знаете ведь всю эту процедуру в интернете.

А потом он просто исчез. Администрация группы опубликовала сообщение, что он в очередной раз на грани смерти и контактировать ни с кем не хочет. Никакая публичная деятельность ему неинтересна. Концерты безразличны. Недописанный альбом может подождать. Казалось бы на этом можно ставить точку…

-14

Но нет. Точки здесь не будет, здесь будет снова многоточие. Потому что Ступа это кривое зеркало нашего общества. Это бездна, разгуливающая в драных джинсах и потягивающая папироску между глотками пива.

Есть дверь, которую многие не решаются открыть. Ступа же не только открыл эту дверь. Он не из тех, кто подглядывает в щелочку между дверьми. Он распахивает двери широко и входит. И именно поэтому он до сих пор жив. Его демоны это падшие ангелы и они его бережно хранят. И я надеюсь, что альбом он наконец-то допишет и всё-таки сможет проехаться с туром по нашей необъятной стране. В конце концов, это уже давно надо было сделать и это уж точно не тяжелее чем тащиться в преисподнюю…

-15

P.S. К ознакомлению рекомендуется:
1.
Пушистый хвост лисицы (Видео. Наши дни)
2.
Тварь (Хотя если понравится, то можно и целиком весь Фестиваль Надежд)
3.
Каждому свое (Моя любимая песня группы Ночная Трость. Запись 90-х годов)
4.
Ирина и Марина (Видео. Наши дни)