Есть ли необходимость обращаться к учению святых отцов церкви? Нередко приходится слышать от верующих христиан, что нужно слушать только Христа, а не святых отцов. На первый взгляд такой подход единственно верный, ведь написано: «Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился, и положил основание на камне…» (Лк 6,47-48) и еще: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь» (Ин 5,24). Но вот есть одно затруднение в таком подходе, касающееся разного понимания слов Спасителя. Как избрать и принять из множества мнений единственно правильное, если все понимают Библию не одинаково? Наверное, сначала изучить все мнения, касаемые исследуемого вопроса и осмыслив их принять наиболее подходящее, кажущееся правильным или же основываться на собственных суждениях не прибегая к посторонним мнениям. Разумнее и безопаснее конечно воспользоваться первым вариантом, ведь опираясь только на свое собственное мнение можно очень легко ошибиться. Если человек имеет какое то мнение относительно писания, его стоит проверить, от Бога ли оно, каким духом или в каком духе человек имеет такое мнение, ведь Апостол предупреждает: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин 4,1) Обращаясь к святым отцам церкви, их учению, как к ученикам Апостолов, можно избежать множество заблуждений относительно правильного понимания писания, слушая их мы Христа слушаем «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня» (Лк 10,16) Ведь когда мы говорим, что Библия, будучи Словом Божьим, Истиной и Самим Христом является для нас единственным ориентиром в правильном понимании писания, мы говорим тем самым, что наше собственное мнение относительно понимания писания является единственно правильным, потому что нам эту истину открывает Сам Христос. Но ведь стоит обязательно проверить, действительно ли это Христос, от Бога ли этот дух? Иными словами, крайне необходимо утвердить эту истину, попавшую нам в сердце, видя буквы видимые увидеть то, что сокрыто за этими буквами. Как за видимой плотью скрывается невидимая душа, так и за видимыми буквами писания скрывается невидимое откровение Святого Духа. Если же ограничиться видением только букв, то можно и умереть, то есть быть убитым «Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор 3,6) Поэтому то Господь говорил в притчах к народу, что они видят своим плотским зрением только видимое, но не видят сокровенное и духовное, которое можно увидеть только духовным зрением или оком, которое сомкнуто (Мф 13,15) или темно (Мф 6,22). Так же слух плотской или душевный позволяет человеку слышать слово Божие ушами, но не слышать сердцем, то есть не иметь слуха духовного, потому что не обрезано сердце, как говорил Иудеям превомученик Стефан: «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян 7,51) Эти душевные слух и зрение, основанные на чувственном плотском восприятии всего видимого, не имея Духа Божия, не дают человеку истинного или правильного понимания Слов Господа «Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд 1,19)
Если Слово Божие есть Христос, который есть истина «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь...»(Ин 14,6), и само Евангелие проповеданное нам есть Христос, то утверждение этой истины в нас, человеках, происходит в Церкви Христовой «...в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины». (1 Тим 3,15) Слово Божие которое есть Господь судит нас и наши помышления и намерения сердечные (Евр 4,12) ведь Отец, как известно, весь суд отдал Сыну (Ин 5,22) Поэтому слово Божие проникая в человека, судит нас, и мы познаем это слово в соответствии с нашими помыслами и сердечными намерениями. Так, судящий своих ближних, который постоянно исследует чужие грехи и осуждает направо и налево не самого себя, а своих ближних, поймет заповедь Божию «Не судите, да не судимы будете...» (Мф 7,1) так, что многое, что он делает, покажется ему вовсе и не судом, а неким обличением, которым он вразумляет или исправляет грешника, служа этим Богу. И иные слова писания он никак не применит к своему поведению, скажет что они говорят совсем о другом: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его». (Рим 14,4) и еще: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы».(1 Кор 11,31). А иной человек, кто имеет хоть какую то волю к смирению и более чем прежний смиряет себя пред Богом, поймет эту заповедь более буквально, и будет стараться судить самого себя, давая Слову Христа этот самый суд и обличение «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». (1 Кор 11,32) Поэтому и посчитает опасным и неполезным даже исследовать чужие поступки, постоянно заглядывая в первую очередь в себя и осуждая самого себя у него не будит и времени заниматься всеми окружающими. Ибо больной и слепой не может лечить подобного себе, а когда такое происходит, то оба увеличивают проказу друг у друга, так и по слову Господь повелевает даже оставить таких: «оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф 15,14)
Ведь, понятно, что разные люди понимают Библию по разному, одни и те же стихи в писании толкуются с точностью наоборот. Ведь истина судит нас проникая глубоко внутрь до разделения души и духа, составов и мозгов, по тому кто мы есть, она как зеркало, в котором отображается душа человека. Человек не может самостоятельно утвердиться в этой истине, говоря или исповедуя только свое понимание писания, о таком сказано: «...Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он – лжец и отец лжи» (Ин 8,44) Утверждает и объясняет истину Церковь, она столп и утверждение истины и одни святые Божии человеки, будучи членами ее и движимые Духом Святым изрекли слова пророчеств, другие же Божии человеки движимые тем же Духом разрешают или утверждают эти пророчества и такое учение Церковь Христова признает своим учением.
«И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым». (2 Пет 1, 18-21)
Некоторые вообще не признают никаких толкований, ни святых отцов Церкви, ни кого другого, и опираются преимущественно на самих себя, считая, что они сами и есть церковь Христова, что эта церковь находится внутри них, признавая себя тем самым столпом и утверждением истины. Результаты такого подхода весьма неоднозначны, ведь все они толкуют по своему, и сколько человек, столько и толкований. Находясь в постоянной духовной разрозненности, и даже не осознавая это, они не имеют необходимой целостности в понимании писания, а ведь разделение целого на множество частей приносит смерть. Поэтому есть заповедь от Апостола Павла: «Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе...» (Рим 12,16) От такого подхода растет мнение, и мечтательность о себе о своей святости и праведности, которые становятся непреодолимой преградой или стеной к достижению истинного смирения.