Я тут заметил, что у нас в рунете принято постоянно сравнивать виниловое звучание и цифру. По этому опводу устраивается невероятное количество срача. И принято считать, что виниловая пластинка это основа основ, мол, на нее же и начинали писать звук, а потом воспроизводить. Именно так и считают процентов 90-95 людей считающих себя гуру и адептами самих "сотворения звука свидетелей".
Лично я никогда не претендовал на звание гуру того же винила, но недавно мне стало интересно, а правда ли пластинка была первым носителем звука?
Нет!
Первым носителем был цилиндр, а воспроизводящим устройством был фонограф. Цилиндры изначально были не восковыми, а стеклянными с использованием сажи, но затем начали использоваться восковые, в частности и в устройстве запатентованным самим Эдисоном - Фонографе.
Принцип записи изначально был механическим. Звуковые колебания подавались через рупор и оставляли записываемую дорожку благодаря резцу вырезаемому эту самую дорожку на мембране. В общем-то, это была первая запись еще с фоноавтографа, а не фонографа.
Фоноавтограф был создан французским изобретателем Леоном Скоттом еще в 1857 году.
Устройство было еще экспериментальным, но именно на него, как принято считать, была записана самая старейшая музыка в мире. Точнее, это 10 секундный отрезок с записью голоса самого Скотта. Может показаться, что это голос женщины, но после обнаружения записи в 2009 году и ее реставрации и реструктуризации выяснилось, что это мужской голос только в ускоренном темпе.
Звучит малость жутковато, вам так не кажется?
Но это все были только эксперименты. А вот Томас Эдисон уже поставил на коммерческий поток звукозаписывающий цилиндр и фонограф, который он запатентовал, как свое личное изобретение.
Но спустя 10 лет в мир явился уже всем известный граммофон. А усовершенствованием занимался Эмиль Берлинер. По-сути, это было видоизменение фонографа, но с куда более значительными преимуществами. Хотя бы из-за более продуктивной поперечной записи, что позволяло значительно снизить искажения при воспроизведении и увеличить уровень громкости воспроизведения. Да и процессы дублирования были значительно проще и дешевле ,чем цилиндрические собратья пластинок.
В общем, в 1929 году было прекращено производство восковых цилиндров. Может все было бы иначе, если бы Эдисон чуть ранее уделил внимание развитию и усовершенствованию своего детища, но сделал он это слишком поздно.
Цилиндры еще использовались до 50-х годов, в частности, для диктофонов, тогда они уже успели стать "многоразовыми" и их компактность была более подходящей для коротких голосовых записей. Что было дальше? Тут уже все более просто, на замену механическому граммофону пришел электрофон, который, как вы поняли, являлся уже электромеханическим устройством со своими ярко выраженными преимуществами, но с той же сутью подачи звука.