Найти тему
КИНОСОВЕТНИК

Насколько хорош "ТЕКСТ" и стоит ли его смотреть?

Оглавление

Начну с того, что я являюсь большим фанатом творчества Дмитрия Глуховского (автор книги, по которой и был снят фильм). Поэтому, кому-то эта рецензия может показаться слегка предвзятой.

Еще два года назад, в недалеком 2017-ом, я узнал, что Дмитрий выпускает новую книгу. Естественно, из-за сильного ажиотажа вокруг серии "Метро" и потрясающего "Будущего", которые я прочел буквально за пару месяцев до новости о новинке, я в ту же минуту оформил предзаказ "ТЕКСТа" и принялся ждать. В июне книга вышла и была прочтена буквально за несколько вечеров. Было удивительно видеть писателя-фантаста в новом амплуа, но с задачей он справился и его новое детище оставило исключительно положительные впечатления. Во время чтения не переставала мелькать мысль "было бы круто по этой книге увидеть фильм". Спустя год выходит первый тизер-трейлер фильма.

Первоисточник выглядел вот так. Сегодня на прилавках книжных магазинов обложка новая - с Александром Петровым. Такой ход можно назвать "дарим вторую жизни книжке". Хотя, я считаю это совсем не правильным и первый вариант нравится мне больше.
Первоисточник выглядел вот так. Сегодня на прилавках книжных магазинов обложка новая - с Александром Петровым. Такой ход можно назвать "дарим вторую жизни книжке". Хотя, я считаю это совсем не правильным и первый вариант нравится мне больше.

Итак, про книгу я рассказал. Теперь нам понятна причина, почему я пошел на русский фильм в кинотеатр (я являюсь жестким противником СОВРЕМЕННОГО российского кинематографа, от того наше кино я смотрю крайне редко, но я не исключаю, что и у нас есть таланты: как актеры, так и сценаристы, и тем более режиссеры).

Первые ощущения, когда я вышел из зала, было примерно таким: "УДИВИТЕЛЬНО! Это, мать вашу, настоящий феномен в российском кинематографе". Даже не смотря на то, что я преданный фанат автора, что я читал взахлеб его произведения, такого эффекта от просмотра экранизации я никак не ожидал. Даже не смотря на то, что все события мне были заранее известны, смотрелось это свежо, а знакомиться с героями во второй раз и вновь проживать их жизни было чертовски интересно. Разумеется, без проблем не обошлось. Но на фоне всех плюсов, являются ли они существенными? Давайте разбираться.

Я разделю свою рецензию на несколько главных пунктов: Сценарий и сюжет, актерская игра и общая атмосфера.

Даже не смотря на то, что Петров изрядно надоел (его слишком много в нашем кино), в роль он вжился отлично и ни сколько не раздражал.
Даже не смотря на то, что Петров изрядно надоел (его слишком много в нашем кино), в роль он вжился отлично и ни сколько не раздражал.

1. Сценарий и сюжет.

Сценаристом фильма выступил автор первоисточника. Если раньше Дмитрия Глуховского знали исключительно как отличного писателя, то с выходом "ТЕКСТ" на большие экраны он стал великолепным сценаристом. Очень надеюсь, что он продолжит двигаться в данном направлении. Потому что если будет так, то отныне его имя и фамилия на постере очередной премьеры будет лично для меня гарантом качества.

В центре сюжета история Ильи Горюнова, который выходит из тюрьмы спустя семь лет отсидки по ложному обвинению в хранении наркотиков.

Только сейчас до меня дошло, что Илья Горюнов уж слишком сильно похоже на ИВАН ГОЛУНОВ, за делом которого мы совсем недавно все вместе наблюдали. Совпадение?

Когда Илья выходит из тюрьмы, он понимает, что от прошлой его жизни не осталось и следа. Не долго думая, он принимает решение отыскать человека, который и засадил его за решетку. Зовут того Петр Хазин. Затем он получает доступ к смартфону обидчика (а по мнению автора, завладеть телефоном - это завладеть чужой жизнью). После этого идет развитие самой истории. Этот маленький блок - лишь завязка сюжета и то, что было показано в трейлерах. БЕЗ СПОЙЛЕРОВ.

Концепция интересная, история трагичная и тяжелая. И читать, и смотреть, сдерживая себя от эмоций сложно. Потому что перед нами на экране человек, пытающийся наладить свою жизнь всеми возможными способами, но безуспешно. Он страдает по вине другого, ему хочется искренне сопереживать и, как бы это странно не звучало, ты понимаешь все его мысли и действия. Более того, некоторое время спустя ты начинаешь его поддерживать.

Главный герой прописан отлично. Что касается второстепенных персонажей, то тут уже все не так отлично. Более-мене расписан характер лишь у одного-двух человек, но на фоне главного героя они теряются. Выделить могу разве что главного "злодея".

Большей реалистичности прибавляет этакий контраст двух героев. У одного есть все: семья, красивая жизнь, власть. Второй не имеет ничего. Он лишен даже самого минимального.

Один из минусов (скорее предирка) - это молодость актеров. Читая книгу, я представлял "злодея" этаким зажравшимся старпером с погонами. На деле же - молодой пацан, годившийся мне в младшие братья.
Один из минусов (скорее предирка) - это молодость актеров. Читая книгу, я представлял "злодея" этаким зажравшимся старпером с погонами. На деле же - молодой пацан, годившийся мне в младшие братья.

Минусы сценария.

Некоторые действия героя очень странные. Да и сам сюжет в некоторых местах проседает, дыры есть. Но лично для меня это не сыграло никакой роли, так как я знал наперед что, как, почему. Но особо придирчивому зрителю эти дыры в глаза со 100% вероятностью кинутся и возможно, оставят негативный отклик.

2. Актеры

Александр Петров в последнее время вызывает у меня раздражение. Вижу его и все никак не могу отделаться от мысли что он ОДИНАКОВЫЙ. Где бы он не снимался, бл*ть, он ОДИНАКОВЫЙ. Но здесь (вероятнее всего из-за любви к первоисточнику) он меня не раздражал. Более того, он открылся для меня как-то по-новому, особенному. Почти уверен, что это одна из лучших его ролей.  Здесь он сумел разгуляться. Это уже не тот весельчак или гопник, или хоккеист-по&&ист. Это настоящий герой, полный драмы, имеющий харизму. И это действительно работает. Драма внутри и снаружи придают персонажу определённой человечности. Он играет настолько реалистично, что я действительно поверил во все его страдания.

А теперь о злодее, которого сыграл Иван Янковский. Аплодирую стоя. Настолько гнилого урода надо постараться сыграть. У парня точно получилось, ибо я всей душой на протяжении двух часов ненавидел его героя. Подобного от него я никак не ожидал, ибо раньше парень особо нигде не выделялся. Теперь же за его фильмографией точно стоит пристально следить.

Кристина Асмус добавлена лишь для развития сюжета и контраста. Со своей задачей она вполне справилась. Об остальных актерах говорить смысла нет, они особо не приметны, нет кого-то гениального, кого-то плохого. В целом - все отлично. Персонажам веришь, сопереживаешь. А это главное. ведь в точку ))

В точку!
В точку!

3. Атмосфера + Идея

Кстати, да, рейтинг у фильма 18+, что довольно редкое явления для российского кинематографа. Обилие мата (версия для икнотеатров зацензуренная), откровенные сцены, жестокость. Атмосфера этакой антиутопии в современном обличи. Смотреть на это со стороны интересно. Но, если быть откровенным, в некоторых моментах мне казалось, что фильм затянут. При прочтении книги этих мыслей не возникало, а в фильме же пару тройку раз было точно. Это не особо критично, но некоторые куски картины, я считаю, явно лишние и не понятно для чего вообще были показаны.

Сама идея фильма состоит в том, что даже в самой трагичной жизненной ситуации любой человек должен оставаться человеком. Да, довольно заезжанно и не раз уже где поднималось и обсуждалось. Классическая басня, не менее классическая мораль. Помимо основного месседжа показана так называемая закадровая жизнь нашей власти и состояние правоохранительных органов. А это на сегодня одна из главных проблем нашей страны, о которой говорят, если не все, то многие. Возможно, наличие этой огласки в фильме и играет на руку его авторам. Проблема настолько близка народу, что они просто не могут не отзываться о фильме положительно.

Подведем итоги:

Для всех тех, кто считает, что в России не умеют снимать отличные оригинальные ленты, то просто посмотрите «ТЕКСТ». А еще лучше прочтите. А еще лучше - прочтите, затем посмотрите (именно в этой последовательности).

Это мощная драма о человеческой трагедии и бесчеловечности с оригинальной концепцией, которая ранее, лично мне, нигде не встречалась. Здесь тяжёлый и интересный сюжет, хорошая игра актеров, подняты актуальные проблемы. И всё это происходит с рейтингом "R". Стоит ли идти на этот фильм в кино? Или смотреть в онлайне? Однозначно стоит идти в кино! Такие ленты должны поддерживаться. За такие ленты не жалко платить.

Так выглядит талант.
Так выглядит талант.