Иногда для полного счастья вашему дому не хватает только правильного освещения. Эксперт в области дизайна интерьера – Михаил Берзин, прольет свет на три типичные интерьернве истории.
Столовая: Обед и ужин
Дано: комната 20-30 м2 с высотой потолков 3 м. Центральным элементом здесь будет обеденный стол на 6-8 человек. Над столом хрустальная люстра.
Попробуем сочетать свет декоративный и архитектурный. Добавляем к люстре акцентные встроенные светильники направленного света - 6 шт. - с узконаправленной оптикой 8-16 градусов (угол свечения в ряде случаев либо указывается на источнике света, либо выбирается по каталогу производителя светильников), расстояние между спотами - 1 м, угол поворота - 20-30 градусов. Используйте оптику «dark light reflector» - при взгляде на такие светильники не возникает раздражающего ослепления и в целом создается ощущение света «из ниоткуда».
Лучи можно направлять под углом, крест-накрест или справа налево - на тарелки и приборы. Такая диспозиция даст хорошее парадное освещение блюд и лиц - без глубоких театральных теней. Люстру в подобном сценарии зажигать не обязательно - встроенного света будет более чем достаточно для освещения стола, а перекрестные лучи, попадая на хрусталь люстры, создадут игру кристаллов и подчеркнут ее форму.
Но это еще не все. Для большего визуального комфорта и яркости подсветите стены, используя светильники с оптикой «wallwasher», - располагая их на расстоянии метра от стен и с шагом в один метр. Они создают очень равномерную вертикальную засветку стен от пола до потолка. Равномерность - это важный фактор, такое освещение сравнимо с естественной солнечной заливкой, когда нет провалов, пятен и пересветов.
Используя вертикальное и акцентное освещение, мы получаем эффект комфорта общего света, сравнимого с дневным.
Для полноты картины я бы добавил сцену вечернего освещения - для романтической встречи при свечах или для ночного ориентирования. Разместим по углам встроенные светильники с очень узким лучом 4-6 градусов, направив их в пол. Такое решение позволит видеть габариты помещения и легко ориентироваться в пространстве, но при этом оставаться в зоне комфортной темноты. Когда вы сядете за стол, у вас не появится ощущения пещеры вокруг, а при ночных перемещениях вас не будет слепить свет, попадающий в глаза.
Источники света
Для акцентного света подойдут светильники со светодиодным источником в 3000 К. Для вертикального освещения можно выбрать как теплую цветовую температуру в 3000 К, так и более прохладную, в 4000 К - она лучше передает свежесть и динамизм.
Гостиная: Удачная вечеринка
Дано: гостиная, в которой есть камин, окно, мягкая зона из двух диванов друг напротив друга, журнальный столик посередине, возможно, телевизор над камином, сверху люстра муранского стекла, какая-нибудь фиолетово-зеленая в форме ирисов, по стенам – живопись.
Размещаем над диванной зоной восемь акцентных встроенных светильников вокруг люстры. Один - 6 градусов, на 3 метрах - дает световое пятно диаметром 35 см, его можно направить, например, на вазу с цветами. Второй тоже направляется на стол, но освещает его целиком. Для этого понадобится светильник с углом в 24-36 граду-сов, что даст пятно в 100-150 см в диаметре.
По два луча будет направлено на каждый диван: если не включать люстру, получится такое собрание индивидуалистов - когда каждый из гостей будет находиться в своем световом пятне. Но при включенной люстре обстановка станет более мягкой и дружелюбной! Еще одним лучом светим в камин, если он не зажжен, - нам нужно избавиться от впечатления черной дыры. В полной темноте смотреть телевизор тоже некомфортно, значит, направляем светильник за экран, если, конечно, производители вашей плазмы не позаботились о встроенной световой подушке.
Как и в первом сценарии, очень полезным расположить у стен «wallwasher’bi», и лучше, если они будут давать цветной свет. Формат RGB предложит на выбор 16 миллионов оттенков. Посиделки у камина хорошо впишутся в стены глубокого синего цвета (как вечером у костра), днем можно выбрать зеленоватую или золотистую подсветку.
Подсветка картин
Для живописной коллекции подойдет белый свет в 3000 К для «теплых» сюжетов и в 4000 К - для «холодных» (снег в горах, море, небо). Лучи в 16-26 градусов (размер пятна - 0,5-1 м) направляем на картину под углом в 30 градусов, разместив сами источники в метре от картины.
Спальня:Будуар
Дано: Спальня, в которой, конечно же, не только спят.
Чтобы выстроить безупречную историю комфорта и создать ощущение пространства, нам нужно поработать с освещением потолка. Вариантов два: повесить настенные бра, направленные в потолок, либо использовать встроенный свет на потолке. Размещаем 4 настенных «uplight’a» - они смотрят на потолок и дают прекрасный отраженный свет (введенный в моду дизайнерами «Баухауза»): у вас создается ощущение, что вы лежите на лужайке и смотрите в слегка облачное небо. Прикроватные светильники можно заменить двумя узкими акцентными лучами, идущими сверху.
Для ночного ориентирования размещаем еще 4 светильника по углам и пользуемся цветным светом. Почему цветным? Потому что за дневное и ночное зрение у нас отвечают разные рецепторы. Именно поэтому в темное время нами комфортнее воспринимается цветное освещение, а белый свет заставляет организм переключаться на дневной режим. Этот эффект можно использовать, например, укладывая детей: для «засыпательного» состояния нужна теплая световая температура в 1900 К, тогда как пробуждение наиболее эффектно при температуре в 4000 К, но это жесткий прием, не всем он понравится.
Как лучше делать макияж
Выбор источника света для макияжа очень важен. И если цветовая температура больше определяет соответствие времени суток, то цветопередача - это индекс, показывающий, насколько свет вашей лампы близок к естественному, солнечному (хорошим считается источник с цветопередачей от 90 и выше). Этому требованию соответствует ряд современных светодиодных и люминесцентных источников света. Но при всех обвинениях в энергонеэффективности традиционные лампы накаливания и галогенки в этом вопросе пока еще лучше, их индекс 100. Для зоны будуара следует выбрать именно их.