Доброго времени суток, дорогие читатели! Гуление маленького крохи, его лепет и то, как малыш пытается произнести свое первое слово – это очень трогательные моменты, о которых помнит каждый родитель спустя многие годы.
Этот период быстро проходит и к первому дню рождения крохи перед родителями встает новая задача: как развить речь ребенка в год. Об этом мы и поговорим в этой статье.
В год большинство малышей уже осмысленно употребляют около 5-ти простых слов, обычно это: «мама», «папа», «гав-гав», «тик-так», и т.д. До полуторалетнего возраста ребенок обходится высказываниями, которые состоят из одного слова. Причем одно и то же слово может иметь разное значение. Малыш говорит «мама», если видит её, когда зовет маму или ищет. Дети переходят к репликам постепенно.
До 1,5 лет развивается связь между предметом, действием и словами, которыми их обозначают. Однако эта связь не сразу становится устойчивой. Иногда,если родители просят принести или показать определенный предмет , ребенок понимает просьбу, но отреагировать на неё может не совсем верно.
Например, мама просит показать, где кукла. Малыш может смотреть на указанный предмет, а подать другой. Поэтому для того, что бы сформировать устойчивую связь между словесным обозначением предметов и действием малыша нужно создать определенные условия, и постепенно усложнять задания.
Дети в этом возрасте впервые делают открытие и обнаруживают, что каждый окружающий их предмет имеет свое название.
Ребенок начинает более активно познавать мир, развивается любознательность и многие мамы сетуют, на, что за малышом не возможно уследить. Конечно, тревога родителей за ребенка естественна. Часто взрослые говорят: «не трогай», «не лезь», «не бери», но не нужно одергивать ребенка ежеминутно, нужно поощрять его любознательность. Помните, что активные дети активно говорят.
ЕСТЬ НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ СОВЕТОВ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ РАЗВИТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА В ГОД
Дети в этом возрасте подражают родителям, пытаются произнести такие же звуки, слова, копируют жесты. Поэтому сопровождайте словами ваши действия, проговаривайте по возможности при ребенке как можно больше.
Когда малыш заостряет на каком-то знакомом предмете внимание, спросите его, что он видит и как это называется. Если ребенок не сможет самостоятельно вспомнить и повторить слово, помогите ему. Бывает и так, что малыш в какой-то ситуации не захочет повторять за вами. Не настаивайте на этом.
Не стоит переживать, если некоторые слова малыш произносит не совсем четко, возможно будет не хватать определенного звука. Пока крохе по силам только это. Часто дети в этом возрасте изобретают новые слова-загадки, которые понятны только им. Отнеситесь к таким словам спокойно. Не старайтесь их закреплять, но и не препятствуйте их появлению.
Создавайте ситуации, когда у малыша есть возможность выбрать предмет или игрушку и произнести название предмета вслух.
К году и 3-м-4-ем месяцам дети могут выполнять простые поручения.
Лучше разговаривать с малышом не «сверху вниз», а на его уровне. Спуститесь к ребенку на ковер или возьмите малыша на руки, играйте и говорите с ним на его уровне. Общаясь на равном уровне ребенок лучше воспринимает вашу речь , кроме того , вы становитесь ему другом.
В этот период дети уже не просто рассматривают игрушки, а манипулируют с ними, что способствует появлению и усвоению новых слов.
Возьмите куклу или другую любимую игрушку и демонстрируйте, как она ходит, спит или ест. Когда вы вернете куклу малышу, у него будет возможность осмыслить и повторить ваши действия.
Детям очень нравится, когда взрослые озвучивают игрушки. В этом возрасте малыш уже понимает, что такое интонация и что у медведя грубый голос, а у зайца тоненький. Более того, малыш пытается это повторять.
Не просто показывайте игрушки, но и рассказывайте о них. Например, что ест ёжик или где живет зайчик, что он обычно делает. Предложите для сравнения две игрушки, например, двух кукол разного размера.
На втором году жизни малышам нравится отыскивать спрятанные вами игрушки. Конечно, вы их называете ребенку.
Очень хорошо использовать все возможности что бы быстрее развить речь ребенка. Например, на прогулке. Ведь вокруг много интересных вещей, привлекающих внимание крохи. Дети обращают внимание прежде всего на то, что движется. Это автобусы, люди, животные. Объясняйте, что это: «Посмотри, Миша, автобус едет. Вот он остановился. Снова поехал. Где у автобуса колесо? Автобус уехал». Конечно, для взрослых это очень и очень просто, но для ребенка – это целый урок.
Объекты, которые видит ребенок, отлично запоминаются. Так же хорошо демонстрировать малышу звуки и голоса животных и птиц, пусть ребенок повторяет за вами и отвечает вам.
Быстрее всего развить речь ребенка в деятельности. Показывайте, как и что можно сделать, а дел-то масса: собрать кубики, игрушки, построить или начертить что-нибудь и т.д., поясняйте малышу порядок действия.
В такие моменты дети не только учатся понимать речь взрослых, но и пытаются проговорить то, что услышали. Можно в этом случае помочь вопросами.
Психологи отмечают, что вопросами типа « Где?», «Кто или что это?», можно стимулировать мыслительные процессы.
Для развития речь ребенка используйте картинки.
Лучше выбрать простые картинки, на которых изображен один объект.Показывайте картинку (в начале всего одну) и объясните что или кто изображен на ней, а затем попросите малыша показать этот объект на картинке. Не стоит за время одного такого занятия показывать больше 6-7 картинок , что бы ребенок не переутомился.
С 1,5 лет дети начинают использовать предложения. По-началу, в таких предложениях всего 2 слова. Но через пару месяцев их число вырастает до 4-ех.
Не забывайте про роль чтения. Читайте ребенку вслух.
Важно, чтобы книжки соответствовали возрасту малыша, чтобы он смог понять содержание.
Однако не нужно заставлять ребенка слушать, если он в данный момент этого не хочет. Читать лучше, когда малыш может расслабиться, и у него хорошее настроение .
Не нужно препятствовать использованию жестов, они помогают ребенку выражать свои мысли.
Если у ребенка не выходят некоторые звуки, не стоит огорчатся. Можно тренировать губы и язык малыша. Можно показать как гудит паровоз, воет сирена, как цокает лошадка и пусть ребенок повторяет за вами.
Музыкальные игрушки, а так же игрушки, издающие звуки, хорошо помогут развить речь ребенка. Дайте малышу послушать звуки и угадать, что звучит.
Если статья была Вам полезна, поделитесь информацией, нажав кнопки соцсетей. Если Вы хотите рассказать о своем опыте, сделать это можно в комментариях к статье.
Я желаю Вам удачного дня, цените тем моменты, которые дарят Вам Ваши дети и Ваша семья.